Верность делу и себе
Почетный железнодорожник, ветеран «Института «Белжелдорпроект» Николай Рудич отметил 90-летие. Несмотря на столь почтенный возраст, он бодр, общителен, обладает прекрасной памятью и чувством юмора.
В квартире Николая Семеновича и его супруги Маргариты Константиновны (к слову, тоже железнодорожницы) светло и уютно. В прошлом году чета отметила бриллиантовую свадьбу – 60 лет совместной жизни. Они вырастили двоих сыновей, радуются успехам четверых внуков, с нетерпением ждут правнуков.
– Семья – стимул жить, – признается именинник. – А секрет долголетия – в движении и труде. Я до сих пор «бегаю» за продуктами в магазин, тружусь на даче. Выращиваем кабачки, огурцы, зелень…
Детство героя публикации прошло в деревне Огородники на Брестчине. Мальчик рос в крестьянской семье, был младшим из четверых детей. До войны окончил два класса начальной школы, а в годы Великой Отечественной помогал родителям по хозяйству. Когда ему было 13, заболела и умерла мать.
– В 1944-м школы возобновили работу, и меня взяли в 5-й класс. А через год (мне уже было 17) узнал, что в брестский железнодорожный техникум набирают группу из таких переростков, как я. Правда, нужно было окончить подготовительное отделение, – рассказывает собеседник. – Получив специальность «техник-путеец», работал монтером пути в 18-й дистанции в Воропаево на тогда еще Западной железной дороге. Потом меня вызвали в Смоленск, в Управление дороги, где объявили, что отправляют в Комсомольск-на-Амуре. Так начался один из самых сложных этапов моей жизни.
В 1950-е годы велось строительство железной дороги, которая должна была соединить остров Сахалин с материком тоннелем под проливом Невельского от мыса Лазарева до мыса Погиби. Магистраль строили в том числе и бывшие заключенные. Условия проживания и труда были достаточно тяжелыми, учитывая суровый климат.
– Весной 1953 года умер Сталин. А спустя время стройку закрыли, – вспоминает собеседник и добавляет: – Каково же было мое удивление, когда недавно в средствах массовой информации снова заговорили о строительстве железной дороги и моста на Сахалин.
Когда Рудич вернулся в Беларусь, ему предложили место инженера проектно-изыскательской группы в службе пути. В то время как раз началась паспортизация Белорусской железной дороги. Составляя продольный профиль тысяч километров, а также сметы проектов строительства, он прошел магистраль вдоль и поперек. Параллельно учился в отраслевом вузе.
– В шестидесятые начался еще один интересный период моей профессиональной жизни – на Белорусской стали укладывать бесстыковой путь, который еще называют «бархатным», – вспоминает он. – Также удлиняли пути на станциях в связи с увеличением мощности локомотивов и длины составов. Когда я начинал работать, протяженность приемоотправочных путей была 720 метров, мы же наращивали ее до 2000 метров.
Через некоторое время проектно-изыскательскую группу службы пути присоединили к «Дорпроекту», а позже его переименовали в проектно-изыскательский институт «Желдорпроект». Долгое время Николай Рудич был главным инженером этого предприятия. После выхода на заслуженный отдых трудился там еще десять лет. Создавал проекты укладки стрелочных переводов на кривых участках пути. В профессиональной копилке железнодорожника – множество наград: знаки «Ударник коммунистического труда», «Почетному железнодорожнику», «Отличный путеец», значок «Отличник соцсоревнования» и другие.
Всю жизнь посвятила Белорусской магистрали и супруга юбиляра – Маргарита Константиновна. Она – представитель железнодорожной династии, окончила Московский транспортно-экономический институт.
– Тогда было всесоюзное распределение, и попасть на Белорусскую дорогу считалось престижным, – улыбается она. – Мне повезло: направили в Минск, хотя вся моя семья жила в Белгородской области. Устроилась в финансовую службу Управления дороги и 30 лет трудилась на одном месте. На пенсию уходила с должности начальника отдела финансовой службы.
– Мы счастливые люди, – говорит юбиляр. – Всю жизнь посвятили любимой профессии, дали детям высшее образование, с дипломами и наши внуки. Жаль только, что железнодорожников среди них нет. Может, правнуки продолжат наше дело?
Анна МЕРКУШЕВИЧ