Медовый, Яблочный, Ореховый
Август – время трех праздников, Спасов. И с каждым связано определенное религиозное событие.
Праздник первого Спаса установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал ее над волжскими булгарами, а греческий император Мануил – над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в своих вой-
сках Святой Крест Господень. Оба усердно молились святыне о помощи и оба удостоились чудного видения: от взятых икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбрые воины победили неприятеля.
В народе первый Спас называют Мокрым или Медовым. Этот день – праздник пчеловодов, когда они заламывают в ульях первые медовые соты. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Первые соты обычно несли в церковь: не только на освящение, но и «на помин родителей». С первого Спаса начинался, как правило, сев озимых.
Второй Спас празднуется в день Преображения Господня. Евангелия повествуют о том, что Иисус, взяв Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору, чтобы помолиться. В это время и произошло Преображение – лицо Иисуса озарилось светом, а его одежда стала белее снега. Считается, что праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. Раньше до второго Спаса запрещалось есть фрукты. 19 августа их несли в церковь для освящения и только после этого употребляли в пищу, поэтому в народе второй Спас называется Яблочным. По традиции, в этот день угощали яблоками родных, близких, а также сирот и неимущих. Яблочный Спас еще называют первыми осенинами, то есть встречей осени. В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги, варили варенье, угощая ими друг друга.
Третий Спас – 29 августа – Спас «на полотне» в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь. Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, послал к нему своего художника с письмом, умоляя исцелить от тяжелой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, ему захотелось изобразить его черты на полотне, но все труды оказались напрасны. Заметив это, Иисус велел принести воды, умылся, вытер лицо платком, и к удивлению присутствующих на нем проступил лик Христа. Этот нерукотворный образ Иисус послал князю вместе с письмом. Получив его и поклонившись, князь излечился. Сначала образ хранился в городе Едессе, а впоследствии его перенесли в Константинополь именно 29 августа. В народе этот Спас означал также окончание жатвы и озимого сева – с «дожинками», «досевками», а нередко и «засевками». Третий Спас называли Ореховым или Хлебным, потому что накануне, как правило, созревали орехи и заканчивалась жатва.
В этот день пекли пироги и печенье из муки нового урожая.