Достоверно и оперативно
Его отмечают и профильные специалисты Белорусской магистрали. В их задачи входят сбор и обработка информации, предоставление в госструктуры установленных форм отчетности, анализ и публикация сводных данных о работе отрасли. Координируют данную деятельность служба статистики Управления дороги и отделы в отделениях.
Организация статистического учета на магистрали, как и в целом по стране, постоянно совершенствуется. Неотъемлемой частью этого процесса является информатизация. Напомним, Беларусь перешла на электронный формат предоставления государственной статистической отчетности («Электронная отчетность»). На железной дороге используется система ЕК ИСУФР, предусматривающая сбор и обработку сведений по формам государственной статистической отчетности по труду и заработной плате, экспорту услуг, объемам инвестиций в основной капитал, объемам производства продукции по видам экономической деятельности и статистике финансов.
– Система ЕК ИСУФР позволяет оперативно получать информацию по всем организациям Белорусской железной дороги, а за счет разработанных режимов контроля уже на стадии заполнения электронных таблиц исключить возможность ошибок, – рассказала руководитель службы Янина Дубкова. – Использование на предприятиях магистрали современных программ и телекоммуникационных средств дает возможность постаянно совершенствовать технологию сбора отраслевой статистической информации по перевозкам грузов и пассажиров, погрузке, эксплуатационной работе.
Белорусская железная дорога играет важную роль в развитии экономики нашей страны. Ее вклад в ВВП республики в первом полугодии 2018-го составил 2,3%.
По официальным данным Белстата, в структуре грузооборота Республики Беларусь железнодорожный транспорт занимает лидирующую позицию – 65,9%. На магистрали данный показатель по итогам первого полугодия достиг 25781,8 млн. т-км (что выше уровня 2017-го на 12,8%). Доля валовой добавленной стоимости грузового железнодорожного транспорта в ВВП республики сохраняется на уровне 1,3%. В структуре пассажирских перевозок на железную дорогу приходится 25,2%. В объеме экспорта транспортных услуг Беларуси доля железнодорожного транспорта в первом полугодии 2018-го составляет порядка 28%.
– Пользуясь случаем, хочу поздравить всех сотрудников, связавших свою трудовую деятельность со статистикой, а также наших уважаемых ветеранов с профессиональным праздником, – отметила Янина Валентиновна. – От всей души желаю слаженной работы, успехов и стабильности в труде, неиссякаемой энергии, а самое главное – здоровья и благополучия вам и вашим семьям.
Инга МИНДАЛЁВА
Сбор, обработка и анализ данных о деятельности Барановичского отделения и его структурных подразделений. Такие задачи стоят перед отделом статистики предприятия.
Его по праву можно назвать информационным центром отделения. Сюда поступают сведения об эффективности перевозочного процесса, использовании подвижного состава, соотношении производительности труда, заработной платы и численности работающих, техническом состоянии инфраструктуры, выполнении графика и расписания движения поездов и. т. д.
После анализа систематизированные данные предоставляются в органы государственной статистики, Управление дороги, руководству отделения и различным специалистам.
– Точные статистические данные помогают сформировать представление о реальном состоянии дел, позволяют руководителям всех уровней выявить закономерности, осуществить планирование, повысить эффективность работы, – говорит начальник отдела статистики Барановичского отделения Сергей Лобойко. И подчеркивает: – Именно поэтому вся собранная информация должна быть обработана в максимально короткий срок, чтобы руководители, в случае необходимости, могли сразу же принимать правильные и обоснованные управленческие решения.
Порой статистику представляют бесконечными столбцами цифр. На самом деле это целая наука. И для тех, кто занимается ею, математический склад ума – обязательное, но далеко не единственное условие. Необходимо четкое логическое мышление.
Не обойтись и без специальных знаний о железнодорожном транспорте.
– Отраслевая статистика имеет свои особенности. Сложно справиться с большим объемом специфической информации, не владея тонкостями механизма функционирования железнодорожного транспорта, – рассказывает Сергей Анатольевич. – Практически все специалисты отдела имеют профильное образование.
Как, например, вести статистику использования подвижного состава, не зная специфику работы локомотивных и вагонных депо? Или анализировать график исполненного движения поездов, не владея информацией об объемах ремонта пути? А ведь у работников отдела статистики на учете каждый поезд, который проследовал в границах отделения, – будь то грузовой или пассажирский.
График исполненного движения сравнивается с нормативным, выявляются расхождения, выясняются причины, вызвавшие отклонения. В результате вырабатывается алгоритм оперативных действий по улучшению поездной обстановки.
– Это только на первый взгляд может показаться, что цифры скучны и неинтересны, – подытоживает разговор начальник отдела Сергей Лобойко. – На самом деле они содержат немало информации о финансово-хозяйственной деятельности отделения, это своего рода цифровая азбука. Мы тесно взаимодействуем со специалистами других предприятий. И тогда поставленные задачи решаются более качественно.