Плотник с душой зодчего
В творческой копилке железнодорожника Геннадия Дубойского более 50 работ различной сложности: от моделей кораблей и репродукций икон до миниатюр водонапорных башен и копий привокзальных скульптур.
Резьбой по дереву плотник Лунинецкого участка Барановичской дистанции водоснабжения и санитарно-технических устройств занимается уже почти три десятилетия.
– Это увлечение перешло мне от деда, – рассказывает Геннадий Сергеевич. – Правда, он был далек от эстетической стороны обработки дерева. Я же стараюсь уделить внимание не только техническому этапу, но и художественному. Любовь к искусству передалась от мамы –она интересовалась живописью, рисовала.
Самым трудным в своем творчестве Геннадий Дубойский считает поиск чертежей и фотографий. Причем резчик не просто воссоздает предмет по рисунку, но и изучает его историю. Бывает, что сведений не хватает. Тогда на помощь приходят современные технологии. Например, миниатюру старинного костела в Лунинце Геннадий Сергеевич воспроизвел в 3D с помощью четырех фотографий храма, датированных тридцатыми годами прошлого века. По снимкам разных лет создавал и макет памятника в честь освоения космоса, установленного в 1964 году перед зданием железнодорожного вокзала в Лунинце. Скульптуру в конце девяностых снесли, поэтому и пришлось ориентироваться на фотографии монумента. Делал резчик его для себя, но труда вложил немало.
– Зачем браться за работу, если не делать все тщательно? – считает Геннадий Дубойский. – Копия не будет похожа на оригинал, какой от нее прок? Только зря потраченное время. А процесс создания изделия небыстрый. Если это, к примеру, объекты архитектуры, то сначала делаю чертежи, так как исходники в большинстве случаев не сохранились из-за давности постройки. Затем по фотографиям создаю симметрию и пропорции предмета, после чего переношу их на масштаб. Детали вырезаю из ДВП и собираю в одно целое.

Из-за тщательной подгонки элементов на изготовление одной работы может уйти до двух недель. Помимо бесцветной пластмассы и клея, Геннадий Сергеевич использует самодельные инструменты, которые позволяют подчеркнуть мелкие и наиболее сложные составляющие изделия. Это мини-резцы, мини-стамески и другие. Ширина одной из таких стамесок не превышает 0,8 мм. Использовалась она при воссоздании корабля с мелкой искусной резьбой.
Иногда, признается Геннадий Дубойский, творит под заказ. Так, по просьбе служителей местных церквей резчик восстанавливал старинные иконы. А миниатюры водонапорных башен разошлись по участкам Барановичской дистанции водоснабжения и санитарно-технических устройств.
Кстати, на одном из них – Лунинецком – более десяти лет трудится и сам Геннадий Сергеевич. На железную дорогу мой собеседник пришел не сразу. Окончив после восьмилетки Лунинецкий государственный политехнический профессионально-технический колледж по специальности «наладчик агрегатных станков», 17 лет работал в местном Центре детского творчества – руководил кружком резьбы по дереву. А когда предложили вакансию плотника в дистанции водоснабжения и санитарно-технических устройств, согласился не раздумывая.
– Работа мне по душе, – признается Геннадий Дубойский. – Это то, чем я всегда хотел заниматься. Да и коллектив замечательный. В семье я первый железнодорожник. Возможно, по моим стопам пойдет сын Максим, но пока ему с профессией определятся рано – он еще второклассник.
Жене и сыну Геннадий Сергеевич уделяет практически все свободное время, поэтому на увлечение резьбой по дереву его остается мало. При этом, шутит железнодорожник, он – сапожник без сапог. В доме Дубойских нет ни одной работы, выполненной руками главы семейства. Кроме того, у Геннадия Сергеевича есть еще одно хобби – автодизайн. В нем железнодорожник также достиг определенных успехов. К примеру, пять лет назад даже участвовал в специализированном конкурсе и попал в десятку лучших. Правда, сейчас автодизайну чаще предпочитает трансляции гонок «Формула-1» и рыбалку.
Анастасия МЕЛЕХОВА