Январь
Чт
23
2025

С желанием служить дороге

Династия Хараничевых-Новик-Дударенко – очень уважаемая в Гомельском отделении. Она объединяет почти два десятка человек и пять поколений тружеников. Их общий стаж на магистрали – более 300 лет.

Александр Хараничев с дочерью Василисой

Родоначальник династии – Александр Хараничев – жил в Гомеле недалеко от железнодорожной станции. В детстве он часто приходил туда, чтобы полюбоваться паровозами, окутанными густым дымом. Но особенно мальчика восхищала красивая форма, которую он когда-нибудь мечтал примерить. И его желание сбылось.
Александр Хараничев был в числе тех, кто строил участок Гомель – Лунинец Полесских железных дорог. А после открытия регулярного движения по нему в 1886 году был назначен дорожным мастером небольшой тогда станции Калинковичи, расположенной в сердце Полесья.
Деревянное здание вокзала было окружено десятком служебных и жилых построек. Часть из них предназначалась для работников дороги и их семей. В одной из них поселилась большая семья Хараничевых.
По стопам отца пошел сын Трофим. С 1931-го по 1953 год он трудился в отделе технической документации Калинковичской дистанции сигнализации и связи. На предприятии встретил свою судьбу – супругу Александру Пережогину, которая работала на магистрали 39 лет (с 1931-го по 1970 год). Начинала специалистом в отделе кадров, затем была телефонисткой.
Продолжила династию их дочь Валентина: 47 лет она работала на том же предприятии. Валентину Трофимовну и сейчас хорошо помнят в дистанции. На заслуженный отдых она ушла в 2005 году.
Вторая ветвь родового древа, которое когда-то основал на калинковичской земле дорожный мастер Александр Хараничев, не менее богата. Его младшая дочь Василиса долгие годы работала телефонисткой в Калинковичской дистанции сигнализации и связи, ее супруг Григорий был старшим смены, а затем и начальником станции Житковичи. Их сын Анатолий трудился на Свердловской железной дороге.

Трофим Хараничев

Старшая дочь Александра Хараничева Анисья хотя и была домохозяйкой, к дороге тем не менее имеет отношение. Ее супруг Арсень Новик был родом из деревни Якимовичи Калинковичского района.
В 1920-х устроился стрелочником на станцию Калинковичи. Железнодорожное ведомство выделило ему земельный участок на улице Революционной. Арсень Алексеевич был очень трудолюбивым человеком: своими руками, бревнышко к бревнышку, он построил добротный дом, в котором счастливо жил с супругой и четырьмя детьми. Но в 1933 году его арестовали.
В середине 1950-х реабилитировали. Судьба преподнесла Анисье Александровне немало испытаний – сталинские репрессии, тяготы и лишения Великой Отечественной, послевоенную разруху. Но эта сильная женщина не сломалась, пережила лихолетье, в одиночку вырастила достойными людьми детей.
Калинковичская дистанция сигнализации и связи стала, по сути, вторым домом еще для нескольких представителей династии Хараничевых. Дочь Арсеня и Анисьи Вера Бабак пришла на предприятие телефонисткой в 1944 году после освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Работала там вплоть до выхода на пенсию в 1978 году. В ее трудовой книжке нет пустых строк в разделе о поощрениях.

Юрий Дударенко с коллегой Владимиром Грушецким

Ее младший брат Алексей очень любил технику и после службы в армии также пожелал связать жизнь со стальной магистралью. Конечно, свою роль в его профессиональном выборе сыграли железнодорожные «гены», но больше всего повлиял случай из детства.
В годы оккупации фашисты устроили облаву на станции. Среди тех, кого схватили, был и 13-летний Алексей. В колонне арестованных рядом с ним шел раненый красноармеец. Боец и посоветовал ему попробовать бежать: «Когда нас будут вести вдоль железнодорожных путей и приблизится проходящий мимо поезд, юркни перед самым паровозом на ту сторону. Пока весь состав пройдет, ты успеешь убежать». Алексей так и поступил. Рискуя жизнью, бросился наперерез локомотиву. Началась стрельба, но все пущенные пули отрикошетили от колес поезда. Юноша посчитал это знаком судьбы и решил стать осмотрщиком вагонов, которые когда-то спасли ему жизнь.
После окончания школы Алексей больше четырех лет провел за рулем грузовой машины в одной из десантных частей. После увольнения в запас исполнил свою мечту – работал осмотрщиком вагонов. Его вторая половинка – Тамара Дмитриевна – тоже была железнодорожницей. В 1953 году пришла в Калинковичскую дистанцию сигнализации и связи и первые два года работала доставщицей. Она разносила корреспонденцию, которая приходила на станцию Калинковичи из аппарата Гомельского отделения. Вскоре девушка освоила профессию телефонистки и с 1955-го по 1984 год занимала эту должность до самой пенсии.
Мария, родная сестра Тамары Дмитриевны, работала буфетчицей на железнодорожном вокзале станции Калинковичи, а в отделении внутренних дел на транспорте долгие годы трудился ее супруг Валентин.
Дочь Алексея и Тамары Новик – Валентина – в 1975 году пришла в Калинковичскую дистанцию сигнализации и связи. Она – представитель уже четвертого поколения династии. Признается, что в ее жизнь железная дорога вошла с рождения. Детство прошло в доме на улице Революционной, который построил ее дедушка Арсень. Соседями тоже были железнодорожники.
– Когда они приходили в гости к папе, разговоры шли только о магистрали. Можете представить: тогда я даже не догадывалась, что есть другие профессии, – с улыбкой вспоминает Валентина Алексеевна. – Неудивительно, что после окончания школы я устроилась в дистанцию. Затем предложили место телефонистки на станции Барбаров. Поступила на заочное в брестский железнодорожный техникум. В 1976 году меня перевели на пост ЭЦ, а через год – в контрольно-испытательный пункт сигнализации, централизации и блокировки (КИП СЦБ). В 1970-е восемь лет трудилась вместе с братом Александром, который был бригадиром-приемщиком в КИП СЦБ.

Слева направо: Александр Дударенко с супругой Ольгой и дочерью Вероникой, Валентина Дударенко с внуком Андреем, Дмитрий Дударенко с супругой Натальей

Много лет отдал железной дороге и ее любимый супруг Юрий Степанович. Осенью 1979 года после увольнения в запас устроился в локомотивное депо Калинковичи, а потом пошел учиться в Барановичскую школу машинистов. До 1981-го был помощником машиниста, а затем перешел в восстановительный поезд машинистом бульдозера и по совместительству составителем и стропальщиком. За добросовестный труд и высокий профессионализм награжден Почетной грамотой Гомельского отделения.
Старшая сестра Юрия Степановича – Валентина –также пополнила ряды железнодорожников. После окончания отраслевого училища работала проводником пассажирского вагона. Исколесила весь Советский Союз. Потом перевелась оператором локомотивных бригад.
Валентина и Юрий Дударенко вырастили двух сыновей, и оба также стали железнодорожниками. Старший Дмитрий – машинист-инструктор в местном депо. В 1999 году он окончил школу с серебряной медалью и красным дипломом – Гомельское училище железнодорожного транспорта. Затем подал документы в БелГУТ. Учился одновременно на двух факультетах. По распределению пришел в локомотивное депо Калинковичи помощником машиниста.
А спустя некоторое время встал и за правое крыло тепловоза. В 2008 году Дмитрию предложили должность заместителя командира воинской части в Жлобине. Одновременно в депо – и должность машиниста-инструктора локомотивных бригад. Выбор был очевиден. Валентина Алексеевна вспоминает, что пыталась уговорить сына принять предложение райвоенкомата. Но услышав стихи сына, прочитанные им на отделенческом конкурсе «Лучший по профессии», поняла, что это бесполезно.

Я с детских лет слыхал протяжный,
Так сердцу милый мне гудок,
И для судьбы вопрос столь важный
Давно он мне уже предрек.
Я знал, что буду здесь работать
И тепловозом управлять.
Чтоб для династий на дороге
Свой вклад с душоюдобавлять.

К слову, в том мероприятии Дмитрий занял второе место.
Его младший брат Александр окончил школу на год позже Дмитрия, так что в отраслевой вуз документы подавали вместе. Уникальный случай в истории БелГУТа: два брата, причем не близнецы, поступили в один год, учились на одном факультете и жили в одной комнате общежития. Парни очень разные по темпераменту, характеру и внешности, но объединяют их редкая душевная доброта и высокий профессионализм. У коллег пользуются огромным уважением. Александр работает машинистом тепловоза в локомотивном депо Калинковичи.
Пять поколений семьи Хараничевых-Новик-Дударенко передают друг другу, как эстафетную палочку, любовь к железной дороге и предприятиям, ставших по-настоящему родными. И династия, хочется надеяться, будет продолжаться.

Сергей САКОВИЧ

Яндекс.Метрика