Апрель
Сб
26
2025

В помощниках – опыт и мастерство

Специалисты Жлобинского вагонного депо за 8 месяцев года не пропустили ни одной бракованной колесной пары. Более того, по телеграммам с претензиями по качеству выполненного планового ремонта после расследования не подтвердилась ни одна неисправность.

Начальник лаборатории неразрушающего контроля Денис Будник
с дефектоскопистом Александром Дорошко

Во многом это заслуга коллектива лаборатории неразрушающего контроля. От профессионалов, которые здесь трудятся, не ускользнул ни один дефект литых деталей ходовой части вагона. За год дефектоскописты в среднем проверяют более 50 тыс. деталей грузовых вагонов – колесные пары, боковые рамы, корпуса автосцепки и другие. Справляются с таким объемом работы всего 18 специалистов. Чтобы по-настоящему осознать уровень их мастерства, достаточно зайти в кабинет лаборатории. Там находятся более 70 сертификатов компетентности по всем применяемым видам неразрушающего контроля. Это один из самых высоких показателей на Белорусской железной дороге. Особая гордость – две грамоты по итогам республиканского конкурса «Лучший специалист неразрушающего контроля Республики Беларусь – 2018», на котором дефектоскопист Лилия Щукина в номинации «Вихретоковый контроль» заняла первое место, а Татьяна Гончар – второе, в номинации «Магнитопорошковый контроль».
– Лаборатория создана в феврале 2005 года. Международный стандарт устанавливает жесткие требования к сертификации и квалификации работников, – отмечает начальник лаборатории Денис Будник. – Поэтому со всей ответственностью заявляю, что наши специалисты – асы в своем деле, постоянно в числе призеров дорожного конкурса профессионального мастерства. И такой строгий подход к работе оправдан. от исправности колесной пары зависит безопасность движения поездов. Наша задача не просто провести диагностику, а сделать это качественно. Важную роль в этом играют мастерство персонала и многоступенчатый процесс контроля.
После визуального осмотра на предмет обнаружения внешних дефектов колесные пары попадают на вибродиагностический комплекс ОМСД-02.
С его помощью выявляются повреждения не только в их стандартных буксовых узлах, а также в буксовых узлах с подшипниками кассетного типа.

Евгений Мальцев проверяет колесную пару на вибродиагностическом комплексе ОМСД-02

– Модуль раскручивает колесную пару до нужной частоты и автоматически считывает информацию при достижении порога в 280 оборотов в минуту. Это даже более жесткие условия, чем при эксплуатации, – поясняет дефектоскопист Евгений Мальцев.
В депо он работает с 2005 года. Вспоминает, что подобное оборудование, которое использовалось ранее, выдавало результаты лишь в формате «годен» или «брак». Современный же программно-аппаратный модуль снимает все показания и шумы, прогоняет их через имеющуюся в системе базу данных, проводит идентификацию (расшифровку) по видам брака и выдает заключение о состоянии буксового узла. При этом выявляет не только неисправности на поверхности элементов катания подшипника, но и локальные – трещины, раковины, вмятины и сколы. Комплекс весьма чувствителен и к скрытым дефектам, способен обнаружить их на начальной стадии.
Сравнив результат проверки с заданными параметрами, Евгений Сергеевич определяет необходимый вид ремонта, ставит соответствующую пометку. При текущем ремонте колесная пара не разбирается. Если необходим средний, тогда буксовой узел демонтируется. Независимо от вида ремонта каждая деталь проходит обязательный неразрушающий контроль тремя методами – магнитопорошковым, вихретоковым и ультразвуковым.
К слову, все специалисты лаборатории сертифицированы на 2-й уровень по существующим методам неразрушающего контроля и могут работать на любой рабочей позиции. В день приезда журналиста лучший дефектоскопист страны Лилия Щукина «прослушивала» колесную пару ультразвуковым дефектоскопом УД2-102 «Пеленг». Сравнив полученный результат с заданными показателями, железнодорожница ставит свой диагноз: превышение требуемого порога чувствительности. А это однозначно требует «вывода» колесной пары из эксплуатации.
– Ультразвуковой метод – завершающий этап проверки колесной пары, – вводит в курс дела собеседница. – В борьбе с неисправностями нам помогают современные системы и приборы диагностики. Главный помощник – стенд для ультразвуковой дефектоскопии СДВК, где контроль осуществляется иммерсионным способом – через воду. Установленные в ней под различными углами пять пар преобразователей работают поочередно, тщательно проверяя каждый узел.

Зинаида Козлова осматривает кольцо подшипника на наличие трещин

Дефектоскописты проводят диагностику на семи специально оборудованных местах, расположенных на разных участках депо. На участке по ремонту и изготовлению деталей неисправности в корпусе автосцепки, хвостовика и тяговом хомуте сегодня выявляет один из опытнейших работников лаборатории Александр Потапенко.
А на тележечном участке трудится его коллега Александр Дорошко. Он окончил БелГУТ по специальности «неразрушающий контроль» и вот уже десять лет оттачивает свое мастерство. Распылив магнитную суспензию по поверхности боковой рамы, молодой человек внимательно сканирует каждый миллиметр зоны обязательного неразрушающего контроля.
– Мне больше нравится магнитопорошковый метод, – рассказывает собеседник. – Ультразвуковой выявляет внутренние дефекты и выводит информацию на экран, а магнитопорошковый дает возможность проявить свое мастерство. Смотрите, магнитоиндикаторы – они бывают в виде зеленого или коричневого порошка, суспензии – собираются в валик. Значит, здесь трещина. Опасны те дефекты, которые находятся в определенной зоне боковой рамы, на которую приходится наибольшая нагрузка в пути следования. Таким местам я всегда уделяю особое внимание. Следует также выявлять литейные трещины, причина которых – заводской брак.
Досконально дефектоскописты проверяют и состояние мелких, но не менее важных деталей узлов колесной пары. От целостности подшипника, стопорной планки, наружных и внутренних колец, роликов в неменьшей мере зависит безопасность движения поездов.

Зинаида Козлова в лаборатории трудится четвертый год. Несмотря на небольшой стаж, уже узнала немало профессиональных секретов. Установив на магнитопорошковый дефектоскоп УМДП-01 кольцо подшипника, девушка внимательно осматривает его на наличие трещин по поверхности катания роликов.
– Это не единственное, что ограничивает срок службы изделий, – рассказывает железнодорожница. – Встречаются также коррозия, раковины и поры. Чаще всего при их выявлении детали бракуются, лишь в редких случаях поддаются зачистке.
Рядом щелкает установка ВД 211.5 – на ней проверяют состояние роликов. К слову, некоторые Зинаида бракует даже по внешнему виду. Если присутствуют цвета побежалости (от соломенно-светлого или темно-синего), это значит, что детали подвергались нагреву и непригодны для дальнейшей эксплуатации.
На дефектоскопистов Жлобинского вагонного депо возложена огромная ответственность. Поэтому каждую литую деталь ходовой части подвижного состава они осматривают самым тщательным образом, проводят входной и выходной контроль.
К слову, коллектив лаборатории – это не только профессионалы, но еще и созвездие талантов. Лилия Щукина мастерит топиарии, а Татьяна Гончар вяжет и шьет наряды для дочери Анны. Их коллега Алеся Цветкова создает удивительно красивые предметы быта и кухонную утварь из бумажной лозы. Музыку любит Татьяна Дедкова – она выступает сольно и в городском ансамбле «Забава».

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика