К 65-летию БИИЖТа — БелГУТа

За десятилетия своей работы этот легендарный университет окончили тысячи человек. Большинство из них работали или по сей день работают на предприятиях железной дороги. Ведь БелГУТ – кузница кадров для стальной магистрали. Сколько бы лет ни прошло после получения диплома этого престижного вуза, выпускники с ностальгией и благодарностью вспоминают время, проведенное в его стенах. В октябре в БелГУТе пройдут торжественные мероприятия, посвященные 65-летию университета. Эта красивая и значимая дата – повод вспомнить и рассказать о тех, кто учился и преподавал в вузе в разные годы, кто и спустя десятилетия остается его гордостью.

Счастливый поворот судьбы

Сегодня мы публикуем воспоминания главного научного сотрудника отдела технологии полимерных композитов Института механики металлополимерных систем имени В. А. Белого Академии наук Беларуси, лауреата Государственной премии БССР Виктора Старжинского. А также выпускника БИИЖТа 1959 года Игоря Полешука.

«Часто вспоминаю тот уже далекий 1953 год. После учебы в Гомельском техникуме железнодорожного транспорта, который я окончил с отличием, у меня было право поступать без экзаменов в любой институт – на специальность, связанную с железнодорожным транспортом. Я выбрал Московский электромеханический институт инженеров транспорта. Но вызов не пришел. Тогда сам поехал в столицу. В то время иногородним студентам не предоставляли общежитие, но я готов был ездить каждый день на занятия за 120 километров из подмосковной Электростали, где жили родственники. Главное, чтобы приняли на учебу. Я ходил к начальнику столичного вуза, потом в Главное управление учебных заведений Министерства путей сообщения, просил, чтобы оставили в Москве. Но все документы уже переслали в Гомель, где в то время формировался Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. Так я стал студентом первого набора БИИЖТа.
На тот момент испытывал шок, ведь очень хотел учиться в Москве. Но, оглядываясь на пройденный путь, понимаю: жизнь преподнесла мне настоящий подарок, вернув в Гомель. Это был счастливый поворот судьбы. Я стал учеником человека-легенды в области науки и техники – Владимира Алексеевича Белого, впоследствии академика, заслуженного изобретателя республики, заслуженного деятеля науки и техники, лауреата Государственной премии БССР. Он награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями.
В то время Владимир Алексеевич был начальником учебной части, ответственным за воспитательную работу, а затем стал деканом механического факультета. Это был очень энергичный человек, великолепно читал лекции, по памяти писал все таблицы. Требовательный и ответственный, сразу же пресекал любые недисциплинированные поступки студентов, жил рядом с общежитием в одноэтажном деревянном доме и практически каждое утро приходил к нам на зарядку.
Контакт между мной и учителем установился не только благодаря моей хорошей учебе. Я активно участвовал в жизни института: занимался спортом, был инициатором многих культурно-массовых мероприятий.
Владимир Белый был изначально нацелен на создание в Гомеле исследовательского учреждения и готовил студентов к этому. Меня, к примеру, направили на преддипломную практику в Москву в экспериментальный НИИ металлорежущих станков. Я принимал непосредственное участие в работе, набирался опыта. Это и послужило основой для дипломного проекта. Кстати, во время его написания специально для меня на Гомельский станкостроительный завод имени Кирова временно взяли поперечно-строгальный станок.
После окончания в 1958 году БИИЖТа меня направили в паровозное депо узловой станции Новосокольники, которая находится на пересечении направлений Ленинград – Одесса и Москва – Рига.
В то время существовало правило: каждый инженер, окончивший вуз, должен был отъездить определенное количество километров помощником машиниста. Но до помощника меня не допустили, хотя уже было две практики, поэтому трудился кочегаром на грузовых поездах. А уже через год Владимир Алексеевич отозвал меня в Гомель, и я был принят на должность инженера-конструктора филиала лаборатории прочности и долговечности деталей машин Института машиноведения и автоматизации АН БССР. Потом филиал лаборатории переименовали в отдел механики полимеров, а спустя шесть лет – в Институт механики металлополимерных систем АН БССР.
Мы проводили исследования структуры полимеров, их свойств, работали с белорусскими промышленными предприятиями. Заключали договоры, по которым должны были заменить часть металлических деталей пластмассовыми, ибо они имели более высокие свойства и стоили гораздо дешевле.
Под руководством Владимира Белого я успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Освоение выбранного направления исследований, а именно разработка теории и практическое применение взятого за основу типа зубчатых передач, давалось непросто.
Из анализа публикаций по выбранной теме казалось, что все вопросы уже сняты, и найти свою нишу в этой теме не представляется возможным. Однако более глубокое знакомство с предметом исследования позволило выявить актуальные проблемы.
Успешному продвижению моей научной карьеры способствовало участие в специализированных семинарах и конференциях, общение с коллегами, их критические замечания и ценные советы. Со временем пришло признание в научной среде, постепенно поднимался уровень публикаций, чему способствовало рецензирование статей в журналах с высоким рейтингом, появилась уверенность в правильности выбранного направления исследований и разработок. Знания, накопленные в результате анализа литературы, теоретических изысканий и экспериментов, объединение опыта исследований разработчиков разных школ позволили обобщить результаты исследований в монографиях, учебных и справочных пособиях, получить рекомендации и принять участие в работе международных научных структур.
Кто знает, как бы сложилась моя судьба, если бы я не встретил на своем пути удивительного человека и замечательного ученого – Владимира Алексеевича Белого».


Поэзия навсегда

«Пять счастливых студенческих лет – драгоценнейший жизни подарок», – эти строки из стихотворения «Прощальное» я написал в июне 1959 года после выпускного вечера в родном БИИЖТе. Вспоминаю, что самыми радостными в те годы были праздничные студенческие вечера с веселыми капустниками, сценарии которых рождались в вузовском литературном объединении.

Анатолий Гречаников (в центре в нижнем ряду) и сотрудники БИИЖТа. Юрий Сакович (второй справа) в верхнем ряду (1976 г.)

Возглавлял его человек энциклопедических знаний, профессор Сергей Малахович Лебедев, заведующий кафедрой «Геодезия». Он не только открывал перед нами удивительный мир поэзии, но и передавал свой восторг и любовь к поэтическому слову. «Главным инженером» нашего объединения мы считали Юрия Саковича, который уже вовсю публиковался в периодической печати. Как-то на одно из очередных литературных заседаний Юра привел нам высокого, улыбчивого, застенчивого парня и сказал: «Знакомьтесь: это Анатолий Гречаников, он тоже пробует писать стихи».
Мы в большинстве своем делали это на русском языке. Анатолий тоже начал писать так, но те его стихи не отличались оригинальностью. А однажды он прочел нам несколько строф на белорусском языке. Мы почувствовали настоящую поэзию, в буквальном смысле слова ахнули от изумления. Юрий Сакович молча забрал у Анатолия листок со стихами и в тот же день отослал в редакцию газеты «Чырвоная змена». Там в ближайшем выпуске на литературной странице их не просто напечатали. Самую сильную строку: «Хачу зрабіць хоць кроплю для людзей таго, што сонца нам падаравала», – крупным шрифтом вынесли в заглавие полосы.
С этого и начался путь Анатолия Гречаникова в большую поэзию. Подборки его стихов регулярно появлялись в «Гомельскай праўдзе», в республиканской печати.
Спустя некоторое время мы с Анатолием, инженеры-механики путей сообщения, вместе трудились на Гомельском электротехническом заводе Белорусской железной дороги. Наши чертежные доски стояли рядом.
Однажды нас обоих вызвали в Железнодорожный райком партии и предложили должности на комсомольской работе. Я отказался, мне нравилась профессия инженера-конструктора. Анатолий согласился. Я часто бывал в гостях у его семьи. Там однажды познакомился с классиком белорусской литературы Иваном Шамякиным, который покровительствовал своему талантливому земляку. К тому времени Гречаников уже был первым секретарем горкома комсомола. А чуть позже, при содействии писателя, Анатолий поехал учиться в Москву, на высшие курсы при Литературном институте имени М. Горького. Окончив с отличием их, Гречаников в Гомель уже не вернулся, стал работать заместителем председателя Белорусского союза писателей, который возглавлял И. П. Шамякин. Выпускник БИИЖТа работал заведующим отделом газеты «Літаратура і мастацтва», главным редактором журналов «Вясёлка», «Бярозка». Длительное время (до конца своих дней) возглавлял журнал «Маладосць».
Произведения Анатолия Гречаникова переводились на многие языки мира и нашли своих поклонников в Англии, Франции, Польше, Болгарии, Вьетнаме и других странах. На многие его лирические стихи писали музыку Игорь Лученок, Владимир Будник, Генрих Вагнер и другие известные белорусские композиторы. И по сей день звучат песни на слова Анатолия: «Дударыкі», «Белая лілея», «Над Белай Руссю – белы снег…» и другие.
Анатолий Гречаников – лауреат премии Ленинского комсомола Белорусской ССР и лауреат Государственной премии Белорусской ССР, был членом Союза писателей СССР.
На Гомельщину, в родную деревню Шарпиловку (Гомельский район), Анатолий Семенович наведывался часто, не забывал старых друзей, не единожды выступал перед студентами в БИИЖТе.
Гречаников издал более двух десятков книг, стал обладателем многих престижных премий. Он был в расцвете творческих сил, когда в начале весны 1991 года оборвалась его жизнь.
Очень тяжело переживал я уход из жизни своих близких друзей. Сначала Юрия Саковича, затем Анатолия Гречаникова. Когда вспоминаю их, то невольно всплывают в сознании поэтические строки: «Усё часова на зямлі, часова». Именно в те годы, после смерти Анатолия, кто-то из вузовских поэтов добавил к этим строчкам свои: «Ды засталося Грачанікава слова, што назаусёды ён пакінуў нам…». К ним пожалуй, добавить нечего».

Игорь ПОЛЕШУК,
выпускник БИИЖТа 1959 года

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.




Яндекс.Метрика