Зеленый свет ценному грузу

На станции Городея Барановичского отделения в эти дни достаточно напряженно – железнодорожники вместе с аграриями и переработчиками начали перевозку сахарной свеклы нового урожая. По стальной магистрали на комбинаты в Городее, Скиделе, Жабинке, Слуцке прибудет свыше 50% от общего объема выращенных на полях страны корнеплодов.

…Привычную утреннюю тишину в Городее нарушает пронзительный гудок тепловоза – состав делает плавную остановку.
– Это прибыл очередной сборный поезд с полувагонами со свеклой, – поясняет начальник станции Сергей Марко. – Всего десять полувагонов, в каждом в среднем по 55 тонн корнеплодов – это вдвое больше, чем можно загрузить в самый вместительный автомобиль. Вот наше основное преимущество. Ну и, конечно же, хорошие, я бы сказал, дружеские отношения с местным сахарным комбинатом уже на протяжении почти шестидесяти лет – именно столько в следующем году исполнится градообразующему предприятию в Городее.
Пакет необходимых документов тем временем почти готов. Приемосдатчики груза и багажа на станции трудятся круглосуточно, товарные кассиры – по двенадцать часов днем. Благодаря информационным системам, интегрированным в единую с комбинатом сеть, время оформления и передачи документов на прибывший груз или отправляемую продукцию сведено к минимуму. Это позволяет избегать лишних простоев вагонов на станции или предприятии.
– Первые вагоны со свеклой к нам прибыли 2 сентября, – продолжает Сергей Владимирович. – В этом месяце планируем получить около 65,5 тыс. тонн корнеплодов. Пик выгрузки ожидаем на октябрь – ноябрь – первую половину декабря, когда согласно графику перевозки будем принимать на станции ежесуточно до 120 вагонов. Конечно, многое зависит и от урожайности в хозяйствах. А она в текущем году обещает быть хорошей. Как-никак многолетний опыт работы на станции позволяет мне об этом судить уже по одному взгляду на корнеплоды – они ровные, увесистые, встречаются крупные экземпляры.

Приемосдатчик груза и багажа Елена Кулик и начальник станции Сергей Марко

Сезонные перевозки свеклы добавляют работы всем: товарным кассирам, приемосдатчикам груза и багажа, дежурным по станции, операторам при дежурном по станции, составителям поездов. Всего на станции трудятся 32 человека.
По 1А пути сцеп с грузом подается на комбинат. Здесь вагоны в очередной раз взвешивают, специалисты проводят отбор проб. В специализированной лаборатории определят сахаристость корнеплодов, наличие камней, излишней ботвы. Причем человеческий фактор на этом этапе сведен к минимуму – всем управляет роботизированный комплекс.
– Сырьевая база комбината раскинулась на сотни километров, – рассказывает начальник сырьевого отдела предприятия Виталий Доминиковский. – Свекла поступает к нам из погрузочных пунктов на станциях Зельва, Воложин, Полочаны, Погодино и ряда других. Всего в текущем году планируем получить и переработать 1170 тыс. тонн корнеплодов. Почти 300 тыс. тонн прибудет по стальной магистрали.
В производственной структуре комбината есть цех железнодорожного транспорта. Возглавляет подразделение Александр Ровба – человек ответственный и опытный. Под его руководством трудятся почти полсотни человек: машинисты, составители поездов, монтеры пути, диспетчеры, которые непосредственно управляют погрузочно-выгрузочными операциями, грузчики.

Лаборант Юлия Семеняко

В распоряжении – четыре локомотива: три серии ТГМ4 и один ТЭМ18. Территория комбината пронизана плотной сетью железнодорожных путей. Их общая протяженность – свыше 5,6 км. В прошлом году своими силами обновили участок длиной 720 м – подсыпали балласт и частично заменили деревянные шпалы на железобетонные. За 2017-й, по словам Александра Ровбы, через подъездные пути комбината прошел 12 021 вагон. Если их объединить, то получится состав длиной свыше 170 км. Объем перевозок железнодорожным транспортом составил порядка 670 тыс. тонн. Причем получают на комбинате в вагонах не только свеклу, но и кокс, известковый камень, необходимые строительные материалы.
Взвешенные вагоны подаются маневровым локомотивом на выгрузочную площадку. Здесь свеклу вымывают из вагонов специальными водяными пушками со скоростью десять вагонов в час. По гидротранспортерам с потоком воды, через камне- и соломоловушки корнеплоды следуют на мойку и дальнейшее производство. Привычный нам сахар из нее получится не менее чем через сутки.

На участке по выгрузке корнеплодов

К слову, на комбинате налажено почти безотходное производство. В качестве добавочной продукции здесь сушат жом для корма скота, собирают патоку. Кроме того, выпускают различные виды повидла и конфитюра, джемов. Эту продукцию, как и основную, – сахар различной фасовки, отправляют клиентам зачастую также железнодорожным транспортом. Она следует не только по Беларуси, но и за рубеж. Для погрузки ее в вагоны на комбинате есть несколько рамп с железнодорожными путями, специальный транспортер, способный подавать мешки с сахаром прямо в вагон, маневренные мини-погрузчики. Только сахара в прошлом году по стальной магистрали из Городеи отправили 143 тыс. тонн, патоки – 28 тыс. тонн, сухого жома – 19 тыс. тонн.
Наполненные продукцией и порожние вагоны возвращаются на станцию. Здесь из них сформируют новые составы, которые отправятся либо к покупателю, либо за очередной порцией свеклы, оформят необходимые перевозочные документы.
– К своим обязанностям каждый из работников станции относится ответственно, – продолжает Сергей Марко. – Все мы понимаем, насколько важно не подвести партнеров, вместе найти выход из любых трудностей, чтобы своевременно перевезти и переработать ценный груз.

Андрей ИВУТЬ

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.




Яндекс.Метрика