За точный учет – похвала и почет
Сегодня исполняется 145 лет железнодорожной статистике. Свой профессиональный праздник отмечают и специалисты профильных подразделений Белорусской магистрали.
История отраслевой статистики берет свое начало с сентября 1873 года, когда был образован Статистический отдел Министерства путей сообщения. Решение о том, чтобы отмечать данный праздник 15 сентября, принято на 58-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.
За годы экономического и политического переустройства общества корректировались лишь отдельные функции статистики, но неизменным оставалось своевременное и качественное обеспечение информацией для управления эксплуатационной и хозяйственной деятельностью железной дороги.
Развитие современных информационных технологий открыло для железнодорожной статистики новые возможности, но при этом повысило требования к ней. Обезличенные балансовые методы учета ушли в прошлое. Внедрение современных программно-технических комплексов ИАС ПУР ГП, САИПС, ДИСПАРК, ИОММ, ЕК ИСУФР, АСУС, САПОД, оперативно отражающих состояние и использование каждого грузового вагона, находящегося на полигоне Белорусской магистрали, позволило подойти к разработке новой информационной системы, которая способна изменить методологические и технологические подходы, эффективно использовать имеющиеся данные для повышения качества процессов планирования и управления эксплуатационной работой, управляемости вагонным парком, эффективного его использования.
Речь идет об Автоматизированной системе пономерного расчета показателей использования вагонов грузового парка с распределением по принадлежности к железнодорожным администрациям и собственникам вагонов (АС ПРП).
– Реализация данного инвестиционного проекта позволит на основании пономерных данных об операциях с грузовым вагоном получать информацию о количественных, качественных и финансовых показателях: это грузооборот (тарифный и эксплуатационный), перевезено грузов, погрузка, выгрузка, доходы за перевозку грузов, оборот вагона, его простой, производительность и т. д., – пояснила начальник профильной службы Управления Белорусской железной дороги Янина Дубкова. – В системе предусмотрена детализация – по признаку пользования вагоном, его принадлежности к железнодорожной администрации или собственнику, а также по роду, типу, состоянию вагона, виду сообщения, категориям вагонопотока, элементам оборота, простоя и др.
В системе применены новые подходы к расчету таких показателей, как среднесуточный рабочий парк, работа парка грузовых вагонов, оборот грузового вагона на Белорусской железной дороге и в отделениях, с детализацией по элементам и категориям вагонопотока, с учетом собственных и арендованных вагонов, находящихся на путях необщего пользования. Все это позволит детально оценить эффективность управления парком грузовых вагонов, более предметно анализировать параметры использования вагонов по времени, принадлежности и собственникам.
Над созданием новой методологии расчета показателей использования вагонов грузового парка трудилась рабочая группа, в состав которой вошли руководители и специалисты служб статистики, перевозок, грузовой работы и внешнеэкономической деятельности, информационных технологий, финансово-экономической, Главного расчетного информационного центра (ИРЦ) и представители БелГУТа.
– Были проанализированы различные подходы к решению поставленной задачи, проведены экспериментальные расчеты величины рабочего парка грузовых вагонов по вагоно-часам, работы парка грузовых вагонов по выгрузке и сдаче груженых, оборота грузового вагона по циклу операций за конкретный период. Результаты затем сравнили с отчетными данными, – рассказала Янина Валентиновна. – С учетом полученных выводов были созданы Методика пономерного расчета оборота грузового вагона по циклу операций на Белорусской железной дороге, Методические положения по расчету показателей работы грузовых вагонов, Методика расчета оборота вагона по железнодорожным администрациям, положения которых реализованы в АС ПРП.
Например, для определения потребности в подвижном составе рассчитывается оборот грузового вагона инвентарного парка Белорусской магистрали с учетом нахождения на территории железнодорожных администраций. Возможность оценить эффективность использования отдельно взятого вагона (по его номеру) предоставляет «Эксплуатационный паспорт вагона». Показатели использования грузовых вагонов отражены в специальных выходных формах. Для формирования выходных решений с углубленным уровнем детализации разработаны витрины данных.
– Много времени ушло на подготовку, но сейчас мы уже приступили к тестированию системы, – прокомментировала секретарь рабочей группы, ведущий инженер службы статистики Екатерина Яцкевич. – Среди очевидных плюсов АС ПРП отмечу удобный интерфейс, высокую оперативность и расширение объема предоставляемой информации. Освоить ее нетрудно, в этом поможет инструкция пользователя (она сейчас в разработке), где будет прописан четкий алгоритм действий.
Заместитель начальника службы – начальник отдела использования подвижного состава Алла Семуха дополнила: «Система предназначена для широкого использования – работниками Управления, отделений, станций. Она предполагает более глубокий и детальный анализ, позволит увидеть причинно-следственные связи между различными показателями. Это в конечном итоге поможет повысить качество управленческих решений по использованию грузовых вагонов и повышению их доходности».
Пока система АС ПРП находится в опытной эксплуатации. Успех реализации поставленных перед ней задач обусловлен рядом факторов. Но важнейшим, по словам начальника службы статистики, являются компетентность и оперативность работников станций, вагонных депо, вычислительных и расчетных центров на местах, которые обеспечивают передачу и контроль сведений об операциях с вагонами. Итог опытной эксплуатации также будет зависеть от профессионализма, кропотливого труда по тестированию расчетных показателей специалистов служб Управления, отделений и ИРЦ.
Сегодня штат работников дороги, занятых статистической деятельностью, насчитывает 76 человек, из них большинство (87%) – женщины. Задачи, которые они решают, многочисленны: это и учет эксплуатационных показателей деятельности магистрали, экспорта и импорта услуг, инвестиций в основной капитал, численности персонала и заработной платы, учет грузовых вагонов инвентарного и собственного парков, контейнеров, технической оснащенности Белорусской железной дороги, анализ графика исполненного движения поездов и другие. Лучшие специалисты подразделений статистики отмечены отраслевыми наградами Белорусской магистрали.
– В канун Дня железнодорожной статистики хочется выразить глубокую признательность нашим ветеранам – Анатолию Егоровичу Бахмату, Зинаиде Анатольевне Терещенко, Виктору Владимировичу Колесниковичу, Раисе Васильевне Борщевой, Светлане Алексеевне Королевой, Александре Дмитриевне Чикирис, Светлане Михайловне Лосьмаковой, Татьяне Васильевне Лытко, Вере Давыдовне Логич, Светлане Васильевне Хмельченко и многим другим, кто посвятил свою трудовую деятельность статистике, а также ветеранам ИРЦ. Ведь благодаря их вкладу в общее дело мы сегодня имеем возможность создавать новые автоматизированные системы. Спасибо вам! – отметила Янина Валентиновна. – Поздравляю с праздником всех работников отрасли, желаю каждому крепкого здоровья, счастья, неиссякаемой энергии и успехов в дальнейшей профессиональной деятельности!
Инга МИНДАЛЁВА