«Кардиограммы» безопасности
Семинар-совещание с техниками по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации прошел в Орше. Его участниками стали представители почти всех локомотивных депо Белорусской железной дороги.
Встреча прошла на базе локомотивного депо Орша. Такой выбор не случаен: это предприятие по объему эксплуатационной работы – крупнейшее на магистрали. Поэтому и деятельности специалистов данного профиля придается большое внимание.
– За смену порой приходится анализировать около 200 кассет регистрации, скоростемерных лент, заполнять множество документов, – рассказывает техник по расшифровке скоростемерных лент локомотивного депо Орша Анастасия Гончарова. – Очень важно внимательно просмотреть, ничего не пропустить, все успеть.
К ней и ее коллегам поступают данные, записанные на бумажном или электронном носителе. Показатели скорости движения локомотива, временных остановок и другое – все трансформируется в причудливые графики, переплетение множества линий. Это напоминает медицинскую кардиограмму. И задача техника по расшифровке скоростемерных лент – провести диагностику, выявить отклонения от нормы и установить «диагноз». Хорошо известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Деятельность «расшифровщиков» нацелена на профилактику – предупреждение нарушений. Специалисты на основе полученных данных выявляют недостатки, подсказывают локомотивным бригадам и машинистам-инструкторам, в чем можно усовершенствовать работу.
Чтобы успешно справляться с такими задачами, нужно хорошо понимать специфику труда машинистов и их помощников, досконально знать и применять ПТЭ, другие документы. Анастасия Гончарова прежде чем стать техником по расшифровке лент скоростемеров, получила хороший практический опыт, а багаж теоретических знаний пополнила во время учебы в БелГУТе. И говорит, что это помогает в нынешней профессии.
Ее коллега Сергей Борисевич из локомотивного депо Лунинец «расшифровщиком» также стал не сразу. До этого учился в Гомельском государственном профессиональном лицее железнодорожного транспорта, затем получил высшее образование. А прежде чем приступить к обработке кассет регистрации и скоростемерных лент, прошел дополнительную стажировку.
– В нашем деле очень важно быть предельно точным, объективным, руководствоваться врачебным принципом: «Не навреди!», – отмечает Сергей. – Выводы «расшифровщиков» влияют на оценку труда машинистов, их помощников, машинистов-инструкторов. Наша задача – подсказывать, на что обратить внимание, как повысить эффективность. Естественно, что и самому приходится задавать для себя высокую планку, самосовершенствоваться, продолжать учиться.
Семинар-совещание в Орше был нацелен на обмен опытом, повышение профессионального мастерства. Специалисты обсудили сложные вопросы, возникающие в их деятельности, а также познакомились с новыми информационными технологиями, которые внедряются либо разрабатываются специалистами Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги, другими.
– На Белорусской железной дороге сегодня трудятся немногим более 50 техников по расшифровке лент скоростемеров. И каждый – уникальный специалист, – отметил ведущий инженер отдела эксплуатационной работы службы локомотивного хозяйства Сергей Ткаченко.
По его словам, в учебных заведениях нашей страны специалистов такого профиля не готовят. Поэтому большое внимание уделяется преемственности, передаче профессионального опыта.
С течением времени на помощь приходят современные технологии. Расширение использования специальных программ направлено на автоматизацию обработки информации, что помогает снизить влияние человеческого фактора, не допустить ошибок.
Новые устройства и программное обеспечение внедряются постепенно, синхронно с обновлением тягового и моторвагонного подвижного состава Белорусской магистрали. Вместе с этим должны пополнять багаж знаний и техники по расшифровке лент скоростемеров. Ведь, как уверены в службе локомотивного хозяйства, несмотря на автоматизацию многих процессов, результат труда будет зависеть в первую очередь от уровня профессионального мастерства специалистов, ответственных за расшифровку информации, полученной со скоростемеров. Любые программные продукты действуют строго по алгоритму, заданному заранее. А человек способен к анализу ситуаций, в том числе нестандартных, нештатных.
Руслан АНАНЬЕВ