На высшем уровне
Дорожный конкурс профессионального мастерства среди бригад районов контактной сети прошел на станции Пруды. Комиссия оценила уровень технической оснащенности участников, глубину их теоретических знаний и умение быстро и четко выполнять практическое задание.
В конкурсе состязались представители шести дистанций электроснабжения. В каждой команде – четыре человека. Бригада района контактной сети Пруды выступила вне конкурса.
На торжественном открытии соревнований начальник службы электрификации и электроснабжения Виталий Кононцов отметил, что время и место встречи весьма символичны. Именно в сентябре на станции Пруды в 2015 году была установлена первая опора контактной сети в рамках электрификации участка Молодечно – Гудогай – госграница, а в 2017-м также в первом осеннем месяце прошла торжественная церемония открытия движения поездов на электровозной тяге на данном направлении.
…Первый экзамен – проверка технической оснащенности бригад. Железнодорожники выстроились под линейку во дворе дежурного пункта района контактной сети Пруды. Перед ними на асфальте выложены инструменты, тросы, аптечки, другое. Представители жюри из профильной службы Управления дороги внимательно изучают инвентарь, делают замечания, проверяют в специальных удостоверениях наличие записей о сдаче экзаменов по охране труда. Для «контактников» и заместителей начальников дистанций электроснабжения, которые также приехали на соревнования, такой осмотр – хорошая возможность перенять чужой опыт, увидеть новые инструменты и в дальнейшем закупить себе такие же.
После этого начинается новый этап испытаний – теоретический.
– Для ответа на 10 вопросов дается 15 минут, – объясняет ведущий инженер технического отдела службы электрификации и электроснабжения Роман Мурашев. – К каждому вопросу прилагаются пять вариантов ответов, из которых только один правильный. За каждый верный ответ начисляется 10 баллов. В итоге конкурсант по итогам теста может получить максимум 100 баллов, а бригада из четырех человек – 400.
Как показывает опыт соревнований предыдущих лет, успешнее всего «контактники» справляются с вопросами, касающимися их ежедневной работы по обслуживанию контактной сети. А вот результаты по медицине и охране труда чаще всего указывают на то, что в данной сфере знания еще нужно подтянуть.
На сей раз лучший результат показала бригада района контактной сети Орша. Этот квартет набрал 320 баллов.
Практическое задание выполняли на учебно-тренировочном полигоне. Там требовалось произвести замену узла грузокомпенсации полукомпенсированной контактной подвески. Первой на позицию вышла бригада местного района контактной сети. Затем по результатам жеребьевки эстафету принимали квартеты из Оранчиц, Осиповичей, Беларуси, Орши, Гродно и Гомеля. Задача каждой команды – выполнить работу в полном соответствии с технологической картой, соблюдая требования техники безопасности. Учитывалось и время: справились быстрее, чем за 30 минут, – получают дополнительные баллы. А если промедлили, задержались, то не миновать штрафных санкций.
– Оперативность, конечно же, очень важна. Когда для работы выделяется часовое-полуторачасовое «окно», необходимо быстро выехать на линию и в срок выполнить запланированное, – объясняет начальник службы электрификации и электроснабжения Виталий Кононцов. – Однако еще важнее – четкое и безусловное выполнение требований по безопасности производства работ и охраны труда. Поэтому судьи соревнований внимательно следят за выполнением задания каждой командой, оценивают их действия по нескольким утвержденным критериям.
Алгоритм для всех одинаков. Квартет с лейтером выходит на стартовую позицию, руководитель бригады проводит инструктаж, проверяет наличие инструментов, экипировки, удостоверений по охране труда. А затем докладывает председателю жюри о готовности приступить к выполнению задания. Секундомер начинает отсчет времени – и «контактники» бегом, толкая впереди себя по рельсам лейтер, направляются к месту выполнения задания.
Скорость и качество работы зависят от личного мастерства и эффективной координации действий всего квартета. Остальные участники наблюдают издалека, подмечают полезные технические решения и недостатки, которые нужно учесть и не допускать в собственных действиях. Таким образом, дорожные соревнования – это хорошая школа профессионального мастерства, обмена опытом.
Волнение дает о себе знать. Некоторые команды не вписываются в отведенные полчаса. На их фоне особенно впечатляет результат бригады района контактной сети Беларусь – 14 мин. 45 сек. Примерно на минуту больше понадобилось их коллегам из Гродно.
На финальном этапе проверяли индивидуальное мастерство участников и согласованность их действий с коллегами. На верхнюю площадку поднимался один и опробовал изоляцию лейтера. Затем к нему с двухметровой лестницей в руках поднимался второй. Они вместе устанавливали ее, верхними крюками зацепляли за несущий трос, а затем спускались на землю. Второй дуэт бригады выполнял это же задание. Время, потраченное всеми участниками, суммировалось, оценивалась правильность выполнения задания. В итоге в данном виде программы с небольшим отрывом от конкурентов победил коллектив из Гомеля.
По результатам всех выступлений жюри присудило первое место бригаде района контактной сети Гомель. Серебро досталось команде Беларуси, бронза – Орше.
– Такие конкурсы играют важную роль в повышении профессионального мастерства работников хозяйства электрификации и электроснабжения, – отметил начальник службы Виталий Кононцов. – Железнодорожники не только оттачивают свои навыки, но и знакомятся с конструктивными особенностями новой контактной сети, которая монтируется на Белорусской железной дороге в последние годы.
В настоящее время эксплуатационная длина электрифицированных участков Белорусской магистрали – 1212,3 км, что составляет 22% от ее общей протяженности. Обслуживанием участков заняты 28 районов контактной сети. Помимо эксплуатации они также выполняют капитальный ремонт, участвуют в монтаже на новых объектах. В перспективе планируется сформировать еще три района – с учетом электрификации участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров.
Руслан АНАНЬЕВ