Август
Чт
05
2021

В авторитете – раритеты

Форменная одежда со знаками различия, китель машиниста, старые фотографии и документы, макеты паровозов и тепловозов – вот неполный перечень предметов, пополнивших в нынешнем году коллекцию музея железнодорожной техники Белорусской магистрали. А еще здесь появился необычный экспонат – сундучок паровозника, который машинисты называли «шарманкой». Все эти вещи переданы ветеранами-железнодорожниками.

Новый выставочный павильон открыли в музее накануне Дня железнодорожника

Ежегодно музей посещают тысячи человек – школьники, студенты, жители и гости города над Бугом, в том числе туристы из ближнего и дальнего зарубежья. К примеру, в августе количество посетителей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 20%. И это неудивительно: накануне Дня железнодорожника этот музей открылся после реконструкции. Здесь построили современный выставочный торговый павильон, в котором собраны уникальные и редкие экспонаты.
– Так называемую «шарманку» нам подарил почетный железнодорожник, в прошлом начальник локомотивного депо Орша Владимир Жвиков. Этот сундучок паровозника сделал его отец Владимир Федорович из фрагмента сбитого им же немецкого самолета, – рассказывает заведующий музеем железнодорожной техники Юрий Заяц. – На внутренней стороне редкого экспоната сделана надпись: «1946 год, депо Орша». Сундучок изготовлен из дюрали, а закрывается на медные застежки. В музее он в единственном экземпляре.
«Шарманка» – это дежурный чемоданчик, который раньше брали с собой в рейс машинисты. В нем переносили самое необходимое: фонарик, перочинный ножик, мелкие детали и другие вещи. Его изготавливали из дерева, металла, плотной ткани и даже кожи.
А откуда появилось такое название?

Сотрудник музея Сергей Данилькевич с «шарманкой»

Одни утверждают, что сундучок-«шарманка» имеет сходство по форме с соответствующим музыкальным инструментом. Другие прозвали его так потому, что содержимое перекатывалось, звенело, словно издавало какую-то мелодию. Трудно сказать, какая версия наиболее достоверная. Однако такой «музыкальный» предмет был у всех машинистов. Раньше именно по «шарманке» в руках определяли, что идет работник паровозного депо. Некоторые встречные даже шапки приподнимали в знак уважения и приветствия. Сейчас «шарманкой» называют форменную сумку на ремне, с которой машинисты отправляются в рейс.
Появились в музее и другие ценные предметы. К примеру, родные известного на всей дороге машиниста паровоза, Героя Социалистического Труда Федора Фадеева принесли его форменный китель. Железнодорожник уже ушел из жизни, а вот личная вещь Федора Григорьевича напоминает о нем посетителям музея.
– У нас в коллекции паровозов есть один особенный – серии Эр под номером 750-01, который имеет прямое отношение к Федору Фадееву, – продолжает Юрий Михайлович. – На таком локомотиве он прославился на весь Советский Союз как рекордсмен в вождении грузовых поездов повышенного веса. За успехи в труде в 1959 году железнодорожнику присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Об этом свидетельствует и памятная табличка, размещенная на локомотиве. Кстати, эта техника занимает самое почетное место среди всех экспонатов.

Китель машиниста паровоза Федора Фадеева

В текущем году ветераны Брестского отделения передали музею рисунки погон для гражданских чиновников ведомства путей сообщения. Основными геральдическими элементами новых знаков различия стали пятилучевые звезды и погонные просветы. Их градация (размер, количество звезд и просветов) определяет соответствие тому или иному чину государственной службы. Также особый интерес у посетителей вызывают мундирные пуговицы общества Московско-Брестской железной дороги, которые были в ходу с 1861-го по 1893 год. На их лицевой стороне выгравированы две заглавные буквы «МБ» – по принадлежности к определенной магистрали. Еще на одной пуговице меньшего размера размещены якорь и топор. Благодаря информации, размещенной в Интернете, удалось узнать, что в 1871 году железнодорожникам низших чинов было разрешено носить пуговицы с такой эмблемой.

Макет участка Москвско-Брестской магистрали с действующим паровозом

– Мы будем рады принять в дар любые предметы и заинтересованы, чтобы музейная коллекция пополнялась, – продолжает Юрий Заяц. – Это могут быть фотографии, документы, форма железнодорожников и другие вещи, которые они использовали в работе. Также мы собираем макеты локомотивов – паровозов, тепловозов и электровозов не только производства СССР, но и других стран. Можно приносить даже неисправную технику, мы ее восстановим и выставим на всеобщее обозрение. Особенно она нравится детям. Кстати, у нас есть макет участка Московско-Брестской магистрали в миниатюре с движущимся паровозом.
После реконструкции музей в Бресте радует посетителей обновленными экспонатами локомотивов. Большую помощь в этом оказало руководство Брестского отделения и структурные подразделения, которые потратили на реставрацию техники не один месяц. Зато сейчас есть на что посмотреть.
В планах – сохранить для следующих поколений все, что здесь находится и пополнить фонды.
В настоящее время предприятия отделения реставрируют еще три единицы техники: тепловоз ТЭМ2, паровоз СО17 (Серго Орджоникидзе) и самый старый из сохранившихся на Белорусской магистрали пассажирский вагон, который в свое время долго эксплуатировался на Рязано-Уральской железной дороге. Планируется, что к лету следующего года все три раритета украсят музейную коллекцию.
Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика