И судьба, и призвание

За спиной машиниста дизель-поезда локомотивного депо Лида Николая Ропацкого почти сорок лет работы за правым крылом локомотива, более миллиона километров и ни одной аварии.

Машинистом Николай Петрович стал по чистой случайности. Родом он из деревни Понемонцы Лидского района. После окончания школы устроился в «Минойтовскую сельхозтехнику». Но поработал там недолго – призвали на службу. После армии думал пойти на стеклозавод «Неман». Но однажды разговорился с односельчанином, машинистом локомотивного депо Лида Александром Кунцевичем. Тот и посоветовал парню пойти на железную дорогу. Ропацкого взяли. И в 1979 году после окончания курсов по специальности «помощник машиниста» в барановичской дортехшколе Николай Петрович впервые отправился в поездку под руководством опытного машиниста Валерия Кудоша.
– Он передал мне азы профессии, от него же я получил и очень важные жизненные советы. Пройти такую школу – настоящее счастье для человека, стремящегося утвердиться в профессии. Потом я ездил и с другими машинистами, всех их вспоминаю с благодарностью. Особенно Александра Барана, который меня тоже многому научил.
В 1982 году Николая Ропацкого направили на годовые курсы по специальности «машинист тепловоза-паровоза» в Гомельскую дортехшколу. А в 1985-м он впервые самостоятельно стал за правое крыло грузового локомотива. И вот уже более 30 лет водит тепловозы и дизель-поезда. Кстати, в пассажирском движении он с 1991 года – почти 27 лет! Таких в депо ценят и берегут. Они – хранители особой традиции, которая учит выдержке и дисциплине. И объединяет людей и железную дорогу.
– У Ропацкого врожденное умение управления локомотивом, – так характеризует своего подопечного машинист-инструктор Андрей Скобля. – Он с ходу схватывает то, что другому надо долго втолковывать, раскладывать по полочкам.
Колонна, в которой работает Николай Ропацкий, обслуживает пригородные дизель-поезда, курсирующие из Лиды в направлении Гродно, Барановичей, Молодечно, Беняконей.
– Говорят, нашей профессии присуща романтика, – размышляет Николай Петрович. – Однако это очень тяжелый труд. На протяжении смены, а это около 10 часов, испытываешь огромную нагрузку. Ведь управлять дизель-поездом – большая ответственность: надо регулировать скорость движения в зависимости от профиля пути, наблюдать за сигналами и показаниями контрольно-измерительных приборов. Кроме того, машинист обязан детально знать конструкцию поезда, скоростные режимы по станциям и перегонам, вовремя проверять тормоза. Плюс – постоянные инструктажи, техническая учеба, самообразование.
Все перечисленное Николай Ропацкий делал и делает превосходно. В его наградной копилке – нагрудные знаки «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», «Выдатнік Беларускай чыгункі», «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» ІІІ и ІІ степеней.
О секретах мастерства Николай Петрович говорит скромно, но отмечает: надо отлично знать технику и любить свою работу. Это и помогает справиться с эмоциональной нагрузкой на протяжении всей поездки.
После напряженных трудовых будней машинист любит посидеть с удочкой на берегу реки, но большую часть времени проводит с семьей. Кстати, его жена Валентина Ивановна тоже железнодорожница – работала техником в дистанции пути. Вместе вырастили двоих детей. Сын Денис работает в милиции, дочь Ольга – в частной фирме. Подрастают двое внуков: Настеньке еще только 3 месяца, а Дима учится в 6-м классе. Кто знает, может быть он и продолжит дело своего деда?

Яндекс.Метрика