Октябрь
Вт
27
2020

К 65-летию БИИЖТа – БелГУТа

От гимназии до университета

Звонкими голосами студентов стены БИИЖТа – БелГУТа наполнились 65 лет назад. И здание вновь стали использовать так, как задумывалось изначально – в качестве учебного заведения. А ведь немногие знают, что еще в 1898 году – 120 лет назад – его возвели в Гомеле как городскую мужскую гимназию.

Здание вуза в 1960-х гг.

…Улица Кирова, 34. Это адрес сегодняшнего БелГУТа. А в конце позапрошлого века это была улица Могилевская – практически центр города. В этом уютном уголке Гомеля по проекту молодого архитектора Станислава Шабуневского построили здание Александровской мужской гимназии. В Гомель выпускник Петербургского института гражданских инженеров прибыл по направлению в 1896 году. Трудился в строительном отделе Либаво-Роменской железной дороги. В том же году объявили конкурс на лучший проект здания мужской гимназии. Работа 28-летнего Станислава Шабуневского победила. А через два года состоялось торжественное открытие здания. Его построили из красного кирпича в псевдогреческом стиле. Карнизы богато декорировали лепными орнаментами на фризах, розетках и наличниках. В актовом и спортивном залах предусмотрели огромные арочные окна. Над гимназической церковью возвышался золоченый купол с крестом. Новую гимназию украсили аккуратным садиком, на основе которого в дальнейшем разбили сквер возле вуза. Гимназия получила название Александровской, в честь императора Александра II. Здание изначально было двухэтажным, позднее пристроили третий этаж.
Именно сюда переехало Управление Белорусской железной дороги в 1936 году. Оно располагалось в здании вплоть до начала Великой Отечественной.

В годы войны строение сильно пострадало, его восстановили лишь в 1947-м. К слову, Управление дороги было заново сформировано в Унече 15 ноября 1943 года. После освобождения Гомеля оно приступило к работе 26 ноября в Новобелице, в здании школы № 5, а с марта 1944 года – в девятиэтажном Доме Коммуны. Там же располагалась и редакция отраслевой газеты «Железнодорожник Белоруссии».
В 1953 году Минская и Белорусская магистрали были объединены в одну – Белорусскую. Управление дороги переехало в столицу республики. А в Гомеле, в здании, где оно размещалось, по распоряжению Совета Министров СССР с 1 октября 1953 года был организован Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне БелГУТ). С тех пор учебное заведение получило там постоянную прописку. Со временем появились новые корпуса, институт стал университетом. Но уникальное здание, которое сохранило в своем облике дыхание истории, по-прежнему является одной из визитных карточек Гомеля.
И еще одно наблюдение: по иронии судьбы, Управление Белорусской железной дороги в Минске сегодня расположено на улицах Ленина и… Кирова. Так же, как когда-то в городе над Сожем…

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ


«Смотрю – и вспоминаю»

«Город наш сравнительно небольшой, так что мне часто доводится проходить мимо БелГУТа. Смотрю на современные корпуса и вспоминаю свое участие в строительстве некоторых его объектов. Вот вставка между старым и новым корпусами, две поточные аудитории, спорткомплекс… А еще 80-квартирный жилой дом по переулку Пушкина, санаторий Гомельского отделения Белорусской железной дороги по улице Циолковского, в котором постоянно отдыхают и лечатся сотрудники вуза…

С однокурсниками на уборке урожая. 1959 год

Не зря говорят, что строители оставляют после себя самый заметный след на земле. А начинался мой путь в профессию в далеком уже 1957 году. Я тогда окончил Ворошиловградский техникум железнодорожного транспорта по специальности «техник промышленного и гражданского строительства» и получил направление на работу в Гомель, в СУ-318 треста «Белтрансстрой». Руководители техникума рекомендовали мне продолжить учебу в молодом на то время вузе Беларуси – БИИЖТе. В 1959 году я стал студентом факультета промышленного и гражданского строительства. Первый семестр моей учебы начался… с уборки картофеля. Это было хорошее время для знакомства с однокурсниками. А уже после третьего курса во время летних каникул в составе стройотряда я поехал на целину: 85 бойцов работали в селе Есенсай Чапаевского района Уральской области на строительстве восьми объектов. Как сейчас помню, всего на целинные земли в то лето приехало 2200 человек со всех областей Беларуси. Очень гордился тем, что наш отряд среди отрядов других вузов занял первое место. Нам вручили Красное знамя ЦК ВЛКСМ. Я был награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель». Уже потом, в летние сезоны 1964 – 1965 гг., работал в штабе Республиканского студенческого отряда в должности главного инженера, и приобретенный на целине опыт очень пригодился.
В БИИЖТе был высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, но главное – за годы студенчества я научился учиться. И это на всю жизнь. Институт окончил с красным дипломом. Продолжил производственную деятельность в своем же СУ-318 треста «Белтрансстрой», сначала начальником участка, а затем – начальником ПТО. Мне нравилось мое дело, я постоянно стремился ко всему новому, совершенствовал свои знания и умения, как и учили в альма-матер. Были в моей трудовой биографии разные должности. В ПО «Гомельпромстрой» работал главным технологом, в этой же организации – начальником СУ-139, которое построило в городе два крупных объекта – заводы «Центролит» и «Луч». До выхода на пенсию трудился первым заместителем генерального директора по производству в «Гомельпромстрое». Курировал строительство таких важных объектов, как завод пусковых двигателей, «Гидропривод», «Кристалл», «Диапроектор» и другие. И после выхода на заслуженный отдых продолжал работать, занимался строительством завода «Белстеклопром» по выпуску стеклянной тары. Если бы не БИИЖТ, ничего бы этого в моей жизни не было».

Виктор КЛАДЧЕНКО,
выпускник БИИЖТа 1964 года

Яндекс.Метрика