Призвание – созидать
20 лет назад, 26 сентября 1998 года, ушел из жизни Евгений Иванович Володько – начальник Белорусской железной дороги, возглавлявший магистраль в период с 1993-го по 1998 год. Это был руководитель-созидатель и замечательный человек, завоевавший авторитет и уважение у тружеников отрасли. Благодаря организаторскому таланту руководителя магистрали и команде единомышленников многотысячный коллектив дороги справился с вызовами непростого времени 1990-х годов, сумел создать крепкую базу для развития отрасли. Сегодня воспоминаниями о Евгении Ивановиче делятся ветераны Белорусской железной дороги, те, с кем в разные годы его сводила судьба.
Виктор ДОЛОНГОВСКИЙ, в прошлом начальник службы локомотивного хозяйства:
– С Евгением Ивановичем мне довелось познакомиться еще в 1980-е годы, когда я работал начальником локомотивного депо Гомель. В один из дней он, в то время председатель Дорпрофсожа, посетил наше предприятие. Побывал и на технических занятиях локомотивных бригад. Увиденным остался доволен. Общение стало тесным в дальнейшем, когда в 1992 году я возглавил службу локомотивного хозяйства.
В тот сложный период заводы в России, Латвии и Украине, куда мы отправляли на ремонт тяговый и моторвагонный подвижной состав, оказались в тяжелом положении. Евгений Иванович, уже как начальник дороги, поддержал предложенные службой меры по организации комплексного ремонта на отечественной магистрали. Были выделены необходимые средства на реализацию соответствующей программы. Наши специалисты совместно с коллегами с Рижского вагоностроительного завода разработали для Белорусской проект нового дизель-поезда серии ДРБ, он был реализован в 1994 году. А на Демиховском машиностроительном заводе, что в Подмосковье, для нашей магистрали создали 10-вагонный дизель-поезд ДРБ1. В 1990-е годы нам удалось организовать на дороге капитальный ремонт практически всех серий локомотивов. Была создана база заводского ремонта электропоездов в депо Барановичи. Там же наладили капитальный ремонт грузовых электровозов ВЛ80С. В локомотивном депо Лида организовали базу для капитального ремонта дизель-поездов. Так Белорусская постепенно выходила из кризисной ситуации. Евгений Иванович запомнился мне как решительный и честный командир, который глубоко вникал в положение дел и принимал правильные решения.
Александр СТАНКЕВИЧ, заместитель генерального представителя ОАО «РЖД» в Республике Беларусь, в прошлом начальник службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности:
– Хорошо помню Евгения Ивановича еще по совместной работе в службе движения. Он возглавлял оперативно-распорядительный отдел, затем стал заместителем начальника службы. Я работал в это время начальником отдела станций. Скажу, что это был настоящий движенец. Он оперативно решал сложные вопросы, умел найти общий язык с коллегами. Как начальника дороги, его отличала масштабность мышления, что способствовало решению вопросов, касающихся не только работы магистрали в то непростое время, но и становления страны. Для успешного проведения посевной кампании железная дорога выделяла топливо селу. Или еще пример. В 1990-е годы произошел спад объема перевозок. Предприятие промышленного железнодорожного транспорта, обслуживавшее подъездные пути клиентов, оказалось в тяжелом положении. И Белорусская дорога взяла его под свое руководство, сохранив существующую систему. В те годы вместо существовавшего Дорожного бюро по грузовой работе и внешнеэкономической деятельности, у которого были ограничены функции по заключению договоров на перевозки грузов, была воссоздана служба грузовой работы и внешнеэкономической деятельности, которая взяла на свои плечи всю грузовую и коммерческую работу на дороге.
Евгений Иванович показывал пример высокой самоотдачи, дисциплины. Он приходил на работу ранним утром и успевал переговорить с руководителями железных дорог России, что позволяло прогнозировать организацию вагонопотока через магистраль. Вспоминаю, что мне, как начальнику службы, много раз приходилось участвовать в заседаниях Совета по железнодорожному транспорту вместе с Евгением Ивановичем. Хочу отметить, что он пользовался заслуженным авторитетом среди коллег – руководителей железных дорог. Это помогало успешному решению задач, стоявших перед нашей магистралью.
Александр КРИСЕНКО, в прошлом директор предприятия «Белинтертранс»:
– Евгений Иванович был не только требовательным руководителем, но и добрым, сердечным человеком. В то время, когда он возглавлял Минское отделение, я работал начальником станции Колядичи. Вспоминаю, как однажды на станции произошел серьезный брак. О случившемся я доложил Евгению Володько. Сказал, что задержек поездов не произошло. «Вот что, – ответил он мне, – вы уж слишком там не свирепствуйте, нарушителей не снимайте с работы, они ведь этого не хотели…». Специалист высокого класса, он умел разобраться в любой обстановке. В начале 1990-х годов на дороге серьезно упали объемы перевозок. Чтобы поправить положение, в 1992-м было создано предприятие «Белинтертранс» (ныне государственное предприятие «БТЛЦ»). Основная задача – оказание полного комплекса транспортно-экспедиционных услуг, предоставление собственного и арендованного подвижного состава, организация доставки грузов ускоренными контейнерными поездами. Речь шла и о формировании тарифов, увеличении валютных отчислений дороге. У нас не хватало инженеров по экспедированию и декларированию грузов, и Евгений Иванович оказал поддержку в увеличении штата. Он умел защищать интересы дороги. Я доволен тем, что годы работы с ним были плодотворными.
Сергей ГОГОЛЕВ, председатель Организации ветеранов Белорусской железной дороги:
– На Белорусскую магистраль я перешел в 1987 году из контрольно-ревизионного Управления Министерства финансов БССР, возглавил контрольно-ревизионный отдел Управления дороги. Отмечу, что в тот период по решению ЦК КПБ и Совета Министров БССР контрольно-ревизионные подразделения во всех министерствах и ведомствах выводились из составов бухгалтерий, финансовых органов и создавались самостоятельные контрольно-ревизионные управления, отделы, подчинявшиеся непосредственно руководителям этих министерств и ведомств. Такие отделы были созданы как в Управлении дороги, так и во всех отделениях. Но вскоре МПС приняло решение о создании на железных дорогах Центров по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций. Белорусская не стала исключением. Хорошо помню, как Евгений Иванович на планерках, заседаниях технико-экономических советов критиковал создание Центра. Причина была в том, что до этой структуры существовавшие на местах самостоятельные контрольно-ревизионные отделы подчинялись непосредственно начальникам отделений и отделу Управления дороги. С образованием Центра отделы в отделениях подчинялись только ему. В итоге руководители отделений остались без контрольных рычагов воздействия на предприятия и организации, где допускались нарушения в финансово-хозяйственной деятельности. Ревизии и проверки в структурных подразделениях отделений проводились по планам, которые составлялись Центром. Качество их проведения от этого не повышалось. Руководители отделений, не имея в структуре ревизорского аппарата, не могли оперативно решать вопросы по предупреждению нарушений и укреплению финансово-хозяйственной дисциплины на предприятиях и в организациях. Заслуга Евгения Ивановича была в том, что он ликвидировал Центр. На его базе была создана контрольно-ревизионная служба Управления дороги, которая и сегодня успешно работает.
Анатолий КРИВЧИК, председатель совета ветеранов Минского узла:
– С Евгением Ивановичем мне довелось общаться на протяжении 30 лет трудовой деятельности – с тех пор, как я пришел работать в Минскую дистанцию пути. Вначале был дорожным мастером, затем инженером, главным инженером. Он в те годы работал поездным диспетчером, затем дежурным по отделению. Нередко с ним приходилось согласовывать вопросы выполнения ремонтных работ. Более тесным общение стало, когда Евгений Иванович возглавил Минское отделение, а я работал секретарем райпрофсожа. Мне постоянно приходилось участвовать в приемах граждан, которые проводил руководитель отделения еженедельно в разных узлах. Невзирая на ранги, он проявлял к людям отзывчивость и доброту.
Работая председателем Дорпрофсожа, а после и начальником дороги, Евгений Иванович заботился и о ветеранах магистрали. Еще в начале 1990-х гг. он поддержал создание в узлах советов ветеранов. При разработке коллективного договора на 1993 год он особое внимание уделял разделу «Улучшение социально-бытовых условий ветеранов войны и труда». В первом пункте было записано: «Обеспечить выполнение дорожной программы «Забота»…», что закрепляло права ветеранов и обязательства администрации и профсоюза реализовать меры по поддержке пожилых людей. Начиная с 1993 года, раздел о социальной защите ветеранов войны и труда стал включаться в последующие коллективные договоры и Отраслевое соглашение.
Станислав САВЧЕНКОВ