Несломленный духом
Завтра 882-й день рождения и 75-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков отметит Кричев. Самое время вспомнить основные вехи его истории, эпизоды героических сражений с врагом и тех, кто внес весомый вклад в победу над фашизмом.
О некоторых рассказал житель города, внештатный корреспондент «Железнодорожника Белоруссии», ветеран труда Валерий Бысов.
Из прошлого…
«Моя мама Мария Павлова работала на прифронтовых участках магистрали. Отчим Виктор Павлов занимал различные должности в локомотивном депо Кричев, вместе с частями Красной армии дошел до Берлина. Многих моих земляков война также опалила огненным крылом. Поэтому о событиях тех лет я знаю из первых уст.
…17 июля 1941-го. Немецкие захватчики уже в городе. Но до железнодорожной станции оставалось еще километров семь. С тяжелыми потерями советские войска были вынуждены отступать. Люди боролись с врагом буквально до последней капли крови. Был случай, когда на железнодорожную станцию прибыл состав с кавалеристами. С шашками и гранатами они сразу шли в атаку… Казалось, что встретив ожесточенное сопротивление, гитлеровцы начнут отступать. Но, перегруппировавшись и вооружившись пулеметами, они продолжили свой разрушительный путь.
…Немцы осваивались в городе. На том месте, где сегодня располагается железнодорожный клуб и близлежащие к нему дома, был стадион. Фашисты часто играли в футбол. На нынешней улице Заслонова, где до войны стояла железнодорожная школа, устроили лазарет.
…Осень 1943-го. Идут бои за Кричев. Из Москвы подтягиваются эшелоны с танками и «катюшами». Со станции Осовец гитлеровцы спешат вывезти горючее и боеприпасы. Советские и немецкие войска сцепились мертвой хваткой. Немцы ушли в Чаусы и укрепились за рекой Проня. С высокого берега им было удобно контролировать переправу. В это время немецкие асы стали все чаще совершать налеты на железнодорожный узел. Машинисты едва успевали уводить поезда. Смелые девушки-зенитчицы сбили несколько вражеских самолетов. Тогда немцы стали летать только ночью, чтобы подсвечивать цель, использовали подвешенные на парашютах световые ракеты. Так им удалось разбомбить узел. Путь на Могилев был отрезан.
Фашистские оккупанты хозяйничали в Кричеве более двух лет. За это время они уничтожили все промышленные предприятия, многие общественные здания, были разграблены колхозы, сожжены животноводческие фермы, разрушены школы, культурно-просветительские и медицинские учреждения, в том числе и районная больница, шоссейный и железнодорожный мосты. В городе осталось всего 32 дома, в которых проживали свыше 860 человек. В лагере смерти погибли 18 тыс. военнопленных и мирных жителей. С фронтов Великой Отечественной не вернулись около 3 тыс. кричевлян.
После освобождения города в Кричеве был объявлен сбор средств на покупку боевого самолета У-2. Одна из двух построенных на деньги местных жителей машин была передана советской летчице Вере Ломако. На ней она выполнила много полетов с целью разведки и фотографирования позиций противника под Чаусами, Могилевом, Минском. В воздушных боях сбила семь самолетов врага.
В начале 1980-х гг. Вера Федоровна посещала Кричев. Побывала в местных локомотивном депо, дистанции пути, на железнодорожной станции, встречалась с работниками предприятий узла. Ветеран рассказывала о войне неохотно – события тех лет остались кровоточащей раной на сердце летчицы. Когда наши отступали, нужна была информация о численности войск и техники противника. Велась аэрофотосъемка. Все снимки срочно передавались в Москву. Ни одного дня не обходилось без вылетов. И Вере часто приказывали не бомбить, а только снимать.
…Уже освобожден Минск. Однажды, увидев колонну пленных фашистов, Вера Федоровна не сдержалась: на самом низком, бреющем полете прошла над колонной. Она заставила их лечь, позорно лечь в грязь.
А потом с подругой Любой вылетели на разведку. По рации Вера передала напарнице, чтобы та отвлекла немцев, ведь на дороге было много танков, цистерн с топливом и бронетехники. Люба ушла от шоссе и летела на отдалении, параллельно. Вера же сделала круг и пошла на колонну. Сбросила около десятка авиабомб. Большинство из них достигли цели. Загорелось топливо, были подбиты танки, машины. Колонна остановилась. Добавила пылу-жару Люба. Она тоже сбросила авиабомбы на пылающую колонну врага…
Смотрю на фотографии 1980-х гг. На груди у Веры Федоровны – орден Красной Звезды, два ордена Отечественной войны и орден Ленина. Сегодня имя легендарной летчицы носит одна из улиц райцентра».
В память о героях, отдавших жизнь за свободу и независимость Родины, в городе и районе установлены 57 монументов боевой славы и обелисков на могилах воинов, партизан и подпольщиков. В год 65-летия освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков Указом Президента Беларуси Кричев награжден вымпелом «За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны». Спустя еще пять лет у здания железнодорожного вокзала, на месте ожесточенных боев за город, установлен памятный знак «Артиллерийская пушка Д-44».
…в настоящее и будущее
Славен кричевский край и сегодня. Основу экономического потенциала района составляет промышленность, которая представлена такими предприятиями, как «Кричевцементношифер», «Кричевский завод железобетонных изделий» и другими. Сельское хозяйство региона специализируется на молочно-мясном животноводстве с развитым растениеводством. Кричев – один из крупных железнодорожных узлов магистрали. Ни на минуту не останавливается работа на станции. Точно по графику отправляются поезда. Железнодорожники давно зарекомендовали себя надежными партнерами, предоставляющими грузовладельцам и пассажирам целый комплекс услуг.
Объединенная станция Кричев является участковой, первого класса. К ней примыкают четыре направления: на Оршу, Могилев, Шестеровку, Сураж.
С начала года здесь погрузили почти 776 тыс. тонн различных грузов. Договоры на обслуживание заключены с более чем 80 грузовладельцами.
В настоящее время для удобства клиентов ведется работа по созданию в Кричеве Линейного центра транспортного обслуживания.
Железнодорожный вокзал – визитная карточка и транспортные ворота города. В любое время суток он гостеприимно принимает пассажиров. Так, за 8 месяцев нынешнего года здесь реализовано свыше 300 тыс. проездных документов.
Историческая справка
Кричев – один из крупнейших районных центров Беларуси. Бытует мнение, что его название пошло от слов «крица», «кричное железо» – именно так называли болотную железную руду, которой были богаты окрестности. Существует также версия, будто город основали кривичи и первоначально он назывался Кривичев. Первое средневековое поселение на этой территории возникло в пойме реки Сож в X веке.
В письменных источниках Кричев упоминается с 1136 года в Уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича под названием Кречут.
Местное локомотивное депо обеспечивает движение пассажирских поездов на участке Орша – Коммунары, грузовых – от Кричева до Орши, Могилева, Унечи, Шестеровки, пригородных – до Орши, Могилева, Унечи. Собственный приписной парк – 12 тепловозов серии ЧМЭ3. Местные машинисты в свое время одними из первых на Белорусской освоили поезда серии ДП3.
На предприятии осуществляют техническое обслуживание в объемах ТО-2, ТО-3, ТО-4 и текущий ремонт ТР-1 тепловозов серии ЧМЭ3, ТО-2 тепловозов серии 2ТЭ10, капитальный ремонт КР-1 снегоочистителей. Кроме того, на тяговом подвижном составе выполняют ремонт, восстановление, изготовление различных узлов и деталей – расширительных баков тепловозов серий 2ТЭ10 и ЧМЭ3, теплообменников тепловозов 2ТЭ10 и М62, кареток, полозьев токоприемников электровозов ВЛ80 и электропоездов ЭР9, поддонов под буксы для тепловозов М62. В минувшем году освоен новый вид ремонта – восстановление секций радиаторов охлаждения тепловозов 2ТЭ10 различных модификаций.
Невозможно представить движение поездов без крепкого путевого хозяйства. Его обслуживанием в регионе занимается Кричевская дистанция пути. Текущее содержание пути, искусственных сооружений и зданий осуществляют работники трех участков, тринадцати околотков, 46 путевых бригад, мостового цеха, цеха мастерских и дефектоскопии. Развернутая длина обслуживаемых путей – почти полтысячи километров: 343,6 главных, 114,6 станционных, 36,5 подъездных.
Коллективом дистанции с начала года средним ремонтом пути с очисткой щебня при плане 6 км охвачено 9,6 км, с заменой рельсошпальной решетки – 0,9 км. Кроме того, выполнена замена четырех стрелочных переводов. До конца года уложат еще три. Балльность пути по сравнению с аналогичным периодом 2017-го улучшилась и равняется 44 баллам.
Нынешнее поколение кричевских железнодорожников хранит память о фронтовых подвигах предков. В местной дистанции пути обновили комнату боевой и трудовой славы. В ней собрано около 850 различных экспонатов об этапах становления и развития дистанции, узла, выдающихся железнодорожниках и фронтовиках. А в местном локомотивном депо на базе запаса собраны полтора десятка раритетных паровозов, многие из которых стали свидетелями трагических событий Великой Отечественной и еще долго участвовали в восстановлении разрушенного народного хозяйства. А недавно выпущенная еще в 1933 году «эмка» (паровоз серии ЭМ) заняла почетное место в составе бронепоезда времен Великой Отечественной на «Линии Сталина». Эту машину бережно сохранили, отреставрировали и передали историко-культурному комплексу кричевские железнодорожники.