Разговор – предметный

На Белорусской железной дороге продолжается работа по подготовке к Пятому, юбилейному слету машинистов, который пройдет в Могилеве. Представители 17 локомотивных депо соберутся, чтобы обсудить перспективы развития хозяйства, поговорить о проблемах, поделиться опытом.

Чтобы оценить и представить масштаб перемен, происходящих на дороге, необходим определенный индикатор состояния дел. И хотя все железнодорожные профессии бесспорно важны, машинисты являются ключевым звеном в работе магистрали, и его состояние влияет на общие результаты и достижения. Именно поэтому слет представителей данной профессии – значимое и важное событие для всех железнодорожников. На свой профессиональный форум машинисты магистрали собираются раз в два года. Делегатами предстоящего слета станут 230 человек – это машинисты, машинисты-инструкторы, техники по расшифровке скоростемерных лент, психологи, руководители предприятий и их заместители по эксплуатации, председатели профсоюзных первичек, представители соседних железнодорожных администраций. Сейчас в локомотивных депо магистрали идет отбор кандидатов, которые представят коллективы на форуме.


Первый – в Лиде

Традиция проведения такого мероприятия зародилась восемь лет назад. декабрьским утром 2010 года более 160 представителей одной из ведущих железнодорожных профессий собрались в локомотивном депо Лида. Среди участников слета были заместитель премьер-министра Беларуси Виктор Буря, руководитель магистрали Анатолий Сивак, представители аппарата Совета Министров, Министерства транспорта и коммуникаций, Гродненского облисполкома. Машинисты говорили о наболевшем за долгие годы. Это и концептуальные вопросы, касающиеся особенности их работы и роли в перевозочном процессе, и более конкретные – безопасность движения, искоренение формализма, непроизводственные расходы ТЭР, сбои в работе средств связи. Поднимались на слете и тема вождения поездов в одно лицо, и вопросы взаимодействия со службами перевозок и пути. Говорили и о перспективах. Именно тогда были озвучены планы по закупке первых двухсекционных электровозов БКГ1 и новых электропоездов швейцарской фирмы Stadler.
– Слушая начальника службы Владимира Ожигина, мы даже не представляли, насколько быстрыми темпами пойдет обновление. Я хорошо помню тот момент, когда в депо Барановичи поступили первые электропоезда из Швейцарии. Это был совершенно новый подвижной состав, который пришлось осваивать белорусским машинистам, – вспоминает машинист локомотивного депо Лида, делегат Первого слета машинистов Ростислав Субоч. – Оценивая пройденный путь, понимаешь, что локомотивное хозяйство магистрали развивается, модернизируется, расширяя возможности.
Ростислав Николаевич отмечает: ему, как представителю локомотивного депо Лида, особенно запомнилась презентация маневрового локомотива серии ТМЭ1, созданного лидскими локомотивщиками в процессе углубленной модернизации тепловоза ЧМЭ3 совместно со специалистами чешской компании CZ LOKO a. s. На тот момент это был первый проект такого рода в Беларуси.
– От предыдущего тепловоза остались разве что главная рама и экипажная часть, на которые установили новый современный двигатель внутреннего сгорания мощностью 1455 кВт с электронным регулятором. Современный дизайн машины, ее усовершенствованные технические характеристики и комфортные условия для машинистов (в кабине ТМЭ есть холодильник, микроволновка, автономный обогрев и многое другое) – все это вызвало неподдельный интерес, – вспоминает начальник локомотивного депо Лида, а в то время главный инженер предприятия Александр Гребень.
Тогда, на Первом слете машинистов, многих его участников эта машина сильно впечатлила. Тем не менее уже через три месяца первый белорусский маневровый тепловоз был торжественно передан в опытную эксплуатацию специалистам локомотивного депо Минск для работы на станции Минск-Сортировочный. А сегодня на Белорусской железной дороге успешно функционируют 46 тепловозов ТМЭ1, 3 машины серии ТМЭ2 и 19 – ТМЭ3. Благодаря реализации проекта магистраль существенно обновила парк маневровых локомотивов. Использование современных высокотехнологичных машин позволило значительно повысить эффективность маневровой работы по переработке поездов и оптимизировать доставку вагонов на предприятия, сделав большой шаг вперед к повышению конкурентоспособности Белорусской магистрали в плане транзитных грузоперевозок.
К слову, в настоящее время в локомотивном депо Лида освоен средний ремонт тепловозов ТМЭ1 и текущий – ТМЭ3.

Помнят участники форума и модернизированную кабину тепловоза 2ТЭ10 с усовершенствованным пультом управления и современным дизайном. Ее на выставку новой техники и оборудования, состоявшуюся в рамках слета, доставили из Серпухова Московской области. Прошло время, и в рамках капитального ремонта тепловозов 2ТЭ10 специалистами жлобинского и витебского депо подобными кабинами оборудованы 24 тепловоза, работающих на Белорусской железной дороге.
Много внимания на Первом слете делегаты уделили вопросу прохождения медицинского осмотра, совершенствованию условий труда и отдыха локомотивных бригад. Специалисты Могилевского производственного филиала УП «Белжелдорснаб» представили новые модели форменной одежды. Горячие споры у машинистов вызвал и стенд организации питания локомотивных бригад в пунктах оборота. Речь шла об использовании новой технологии, которая позволила бы обеспечить доставку пищи машинистам в компактных контейнерах с соблюдением свежести, хорошего внешнего вида и качества из централизованной кухни. Эта идея тоже казалась далекой перспективой, ведь чтобы ее реализовать, необходимо было оснастить участки производственного питания оборудованием для шоковой заморозки и последующей вакуумной упаковки. Сейчас питание локомотивных бригад организовано в круглосуточном режиме во всех отделениях дороги. Это горячая еда в столовых и буфетах, доставка полноценных обедов и ужинов, приготовленных с применением технологии шоковой заморозки, в комнаты отдыха локомотивных бригад. Более того, в целях повышения качества обслуживания участки производственного питания отделений проводят анкетирование локомотивных бригад. И пока только положительные отзывы.
– приятно, что мероприятие, которое впервые прошло в локомотивном депо Лида, стало традиционным, – подчеркивает еще один делегат Первого слета машинистов, машинист-инструктор этого предприятия Станислав Брилевский. – Специфика нашей работы такова, что мы редко общаемся с коллегами, постоянно в пути. На слетах можем обсудить проблемы, посоветоваться, наметить планы на будущее. Причем с каждым форумом разговор становится более предметным. И это очень здорово!


Высокая планка

Участие в презентации новой техники для Белорусской железной дороги, общение с коллегами из других депо и неожиданная награда, которую вручил лично начальник магистрали… Для машиниста тепловоза локомотивного депо Жлобин Валерия Кряжева Первый слет машинистов стал особенным.

– Кажется, это было вчера, – с легким волнением в голосе вспоминает события декабря 2010 года Валерий Иванович. – Не скрою, было очень приятно оказаться в числе делегатов такого масштабного форума, к тому же самого первого на дороге.
Валерий Кряжев неслучайно вошел в список тех, кто на слете представлял локомотивное депо Жлобин. Помощником машиниста он начал здесь работать еще в 1979 году.
– В детстве всерьез думал о том, чтобы стать летчиком. Попробовал поступить в летное училище в Минске, но не хватило баллов. И все же любовь к технике взяла свое – решил стать железнодорожником, – говорит Валерий Кряжев, к слову, уроженец Чечерского района Гомельщины.
В областном центре поступил в отраслевое 35-е училище на помощника машиниста паровоза и тепловоза. Поездную практику проходил в Могилеве. А на тепловозную практику молодого человека отправили в жлобинское депо. Вскоре Валерия Ивановича призвали в армию. И там он погрузился в новую стихию – три года служил на Балтийском флоте.
А после возвращения домой окончил Гомельскую дортехшколу и перешел работать машинистом тепловоза. Трудился в грузовом движении. Был на хорошем счету, не имел замечаний. Это повлияло на дальнейший путь в профессии, когда Валерий Иванович перешел в пассажирскую колонну. Машинисты, которые работали в ней, пользовались особым уважением.
– Это была элита, лучшие из лучших, – вспоминает железнодорожник. – Я сдал экзамены и первое время работал на подмене – дело было летом, когда в график вводили дополнительные поезда. А затем с 1987 года стал трудиться постоянно.
Минск, Гомель, украинские Овруч и Коростень – эти направления для Валерия Кряжева знакомы отлично.
Даже в сложный период начала 1990-х, когда Советский Союз канул в Лету, он не думал о смене профессии. преданность магистрали и высочайшее мастерство получили высокую оценку. На Первом слете машинистов начальник Белорусской железной дороги вручил ему знак «Почетный железнодорожник».
– Это был настоящий сюрприз! – улыбается Валерий Иванович. – Никто из нашей делегации даже не намекнул о награде.
Впрочем, положительные эмоции у собеседника вызвало не только это. С гордостью, вспоминает он, участники слета осматривали новую технику – в частности, маневровые тепловозы серии ТМЭ1. А еще обсуждали представленные образцы спецодежды, говорили о том, как продлить профессиональное долголетие…
– Это был открытый диалог с руководством отрасли. Прямой, доброжелательный… Из первых уст мы услышали о том, как будет развиваться локомотивное хозяйство и дорога в целом, на чем будет сделан акцент. Все было содержательно и аргументированно. Считаю, именно первый слет задал высокую планку последующим мероприятиям. И эту традицию обязательно нужно продолжать.
Высочайшую планку мастерства и по сей день удерживает Валерий Кряжев – один из лучших машинистов депо. В прошлом году он удостоен еще одной значимой награды – знака «Ганаровы транспартнiк».

Дмитрий
ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика