Руководители железных дорог Западной Беларуси
В 1939 году в результате сентябрьского освободительного похода Красной армии территория Западной Беларуси, отошедшая Польше в 1921 году по условиям Рижского договора, была включена в состав СССР.
На этой территории Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 30.09.1939 года были образованы две железные дороги – Виленская с Управлением в Вильно и Брест-Литовская – с управлением в Бресте. По приказу НКПС от 2 декабря 1939 года местом Управления Брест-Литовской дороги определены Барановичи. В сегодняшней публикации мы вспоминаем руководителей магистралей Западной Беларуси.
Начальник Виленской железной дороги
Герман Васильевич Ковалев
Родился в 1894 году. Руководил дорогой в октябре-ноябре 1939 года. В 1933 – 1935 гг. был слушателем военно-транспортной академии имени Л. М. Кагановича. В 1937 – 1939 гг. – начальник Московско-Киевской железной дороги с Управлением в Калуге.
После освобождения от должности руководителя Виленской железной дороги Германа Ковалева назначили начальником оперативно-эксплуатационного управления НКПС (так называлось тогда Центральное управление движения). В январе 1945 года он стал начальником Литовских железных дорог.
После 10 октября 1939 года, когда по договору между СССР и Литвой последней были переданы Вильно и Виленский край, новым Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) Виленскую железную дорогу переименовали в Белостокскую с Управлением в Белостоке.
Начальником новой дороги назначили Павла Филипповича Бодунова.
Начальники Белостокской железной дороги
Павел Филиппович Бодунов
Родился в 1897 году. В 1928 – 1930 гг. работал начальником дистанции пути в Каменце-Подольском, в 1930 – 1934 гг. – в Жмеринке, в 1934 – 1935 гг. – в Проскурове Юго-Западной железной дороги. В 1935 – 1937 гг. учился в академии транспорта в Ленинграде, после окончания трех курсов которой работал начальником службы пути Московско-Киевской железной дороги (Калуга). В 1939 году назначен начальником Белостокской железной дороги. В 1941-м освобожден от должности с формулировкой «как не оправдавший доверия» и назначен заместителем начальника Бийской дистанции пути Томской железной дороги, где трудился в течение 1941 – 1944 гг.
В 1944-м возглавил Львовскую дистанцию пути, в 1946 году – Ужгородскую.
Николай Федорович Никонов
Родился в 1897 году. В 1917-м окончил железнодорожный техникум в Бендерах. В 1926 – 1930 гг. работал заместителем начальника паровозного депо Кемь, в 1930 – 1934 гг. – начальником паровозного депо Мурманск. В 1934 – 1937 гг. учился в академии транспорта в Ленинграде.
В 1937 – 1939 гг. был заместителем начальника паровозной службы Оренбургской железной дороги (Чкалов). В 1939 году направлен на Белостокскую железную дорогу на должность начальника службы подвижного состава, где работал в течение 1939 – 1940 гг. В 1940-м назначен заместителем начальника дороги по тяге. В 1941 году он сменил Павла Бодунова в должности начальника магистрали. После эвакуации дороги в 1941 – 1942 гг. работал в Управлении путей сообщения Западного фронта в должности уполномоченного НКПС (Калуга), в 1942 – 1944 гг. – заместителем начальника Горьковской железной дороги.
В мае 1944-го Николай Никонов возглавил оперативную группу Белостокской железной дороги. Группа выехала из Гомеля 16 июля и 25 июля начала руководить работой освобождаемой дороги, дислоцируясь в Молодечно. В течение 1944 – 1945 гг. был заместителем начальника дороги по тяге, с 22 июня 1945 года – первым заместителем начальника магистрали. В сентябре 1945-го назначен начальником Белостокской железной дороги с Управлением в Гродно, которой и руководил до ее ликвидации в октябре 1946 года.
Яков Исаакович Соколинский
Родился в 1907 году. В довоенные годы работал старшим диспетчером и заместителем начальника отделения движения (Конотоп), начальником отделения движения (Брянск). С января 1938-го по сентябрь 1939 года возглавлял службу движения Московско-Киевской дороги (Калуга), а с сентября по октябрь 1939-го был первым заместителем начальника Виленской железной дороги.
С октября 1939 года – первый заместитель начальника Белостокской железной дороги.
В годы войны возглавлял Горьковскую железную дорогу. Приказом наркома Лазаря Кагановича № 10306 от 24 июля 1944 года Яков Соколинский командирован в Белосток в качестве уполномоченного НКПС «для быстрейшей организации и налаживания работы» возрождаемой дороги.
С августа 1944-го – начальник Белостокской железной дороги, в этой должности проработал до 20 сентября 1945 года. В 1945 – 1948 гг. был начальником Казанской и Горьковской дорог, в 1948 – 1951 гг. – первым заместителем начальника Главного управления движения МПС, затем – заместителем начальника Сталинградской железной дороги, первым заместителем начальника Свердловской дороги, трудился в управлении регулирования вагонных парков МПС. В апреле 1973 года ушел на пенсию.
Начальники Брест-Литовской железной дороги
Иван Васильевич Бурыкин
Родился в 1898 году. В 1930 – 1934 гг. учился в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта. В течение 1934 – 1939 гг. работал в должностях заместителя начальника вагонного участка (Воронеж), начальника вагонного депо (Лиски), начальника вагоноремонтного пункта (Поворино), ревизора по безопасности движения (Россошь). С 15 мая 1938-го по ноябрь 1939 года был заместителем начальника Калининской железной дороги (Ржев). В 1939-м направлен на Брест-Литовскую железную дорогу, где проработал в должности начальника до начала Великой Отечественной. Во время войны был начальником вагонного участка (Лихая), с апреля 1942 года – заместителем начальника Калининской железной дороги, затем его откомандировали в распоряжение наркома угольной промышленности для налаживания работы промышленного транспорта.
Георгий Иванович Перцев
Родился в 1895 году. В 1936 году окончил военно-транспортную академию имени Л. М. Кагановича, получив специальность инженера-строителя.
С 1930 года работал начальником Приморской железной дороги, с 1943 года – начальником Калининской железной дороги.
19 апреля 1944-го назначен заместителем начальника еще оккупированной Брест-Литовской железной дороги, затем возглавил ее. Генерал-майор технических войск Георгий Перцев руководил магистралью до 23 июня 1947 года.
Михаил Семенович Ерогов
Родился в 1903 году. В 1934 – 1936 гг. – заместитель начальника политотдела Оренбургской железной дороги. В 1939-м –начальник политотдела Ивановского отделения движения Северной железной дороги, в 1934 – 1936 гг. – начальник политотдела Оренбургской железной дороги. В 1936 – 1937 гг. – начальник Оренбургской железной дороги. В течение 1942 – 1943 гг. работал в тресте «Челябинскуголь».
В 1943 – 1947 гг. возглавлял управление рабочих кадров, труда и зарплаты НКПС. Приказом МПС от 25 июня 1947 года назначен начальником Брест-Литовской железной дороги, где проработал до 1 июня 1949 года.
Василий Михайлович Беляев
Родился в 1894 году. В 1930 – 1934 гг. учился в академии транспорта в Ленинграде. В 1934 – 1936 гг. работал начальником отделения движения в Кандалакше. В 1936-м – начальник грузовой службы Кировской железной дороги. С 1936-го по 1945-й – заместитель начальника Оренбургской железной дороги. В 1945-м назначен заместителем начальника Брест-Литовской железной дороги. С 1 июня по 29 августа 1949 года руководил Брест-Литовской дорогой, сменив Михаила Ерогова и передав руководство дорогой Михаилу Скалину. В 1951 – 1953 гг. – заместитель начальника Минской железной дороги.
В 1953 – 1954 гг. был начальником пассажирской службы, в 1954 – 1956 гг. – начальником грузовой службы объединенной Белорусской железной дороги. На пенсию ушел 30 сентября 1957 года с должности начальника отдела планирования – заместителя начальника грузовой службы.
Михаил Иванович Скалин
Родился в 1905 году. В 1931 – 1934 гг. – заместитель начальника, начальник мобилизационного отдела Забайкальской железной дороги. В 1934 – 1936 гг. – слушатель военно-транспортной академии имени Л. М. Кагановича.
В 1936 – 1937 гг. – ревизор-диспетчер НКПС. В 1937-м назначен главным ревизором по безопасности движения Восточно-Сибирской железной дороги (Иркутск), в 1938 году – заместителем начальника этой дороги, с 6 августа 1941 года – заместителем начальника Центрального управления дорог Дальнего Востока (Иркутск). В 1942 – 1945 гг. работал начальником службы движения и заместителем начальника Куйбышевской железной дороги, с 26 октября 1945 года по 29 августа 1949-го – начальник Куйбышевской железной дороги.
29 августа 1949 года его назначили начальником Брест-Литовской железной дороги, после ликвидации которой и создания Минской железной дороги исполнял обязанности начальника новой магистрали. В сентябре 1951-го передал руководство дорогой Гавриилу Котяшу.