Расширяя возможности
Беларусь активно готовится ко II Европейским играм, которые пройдут в Минске в июне 2019 года (на мероприятии ожидается около 18 тыс. официальных участников). Не остается в стороне и Белорусская железная дорога.
Особое внимание – «воротам города» – столичному вокзалу. Подарком для пассажиров стал запуск центральных эскалаторов – здесь заменили шесть подъемных устройств. Усовершенствованное оборудование нового поколения полностью отвечает требованиям промышленной безопасности.
С технической точки зрения это эскалаторы так называемого тяжелого типа, предназначенные для работы в круглосуточном режиме. На них установлены достаточно мощные двигатели, ступени оснащены автоматическим устройством очистки и имеют специальную защиту от механических повреждений. Механизмы просты в обслуживании, имеют ряд технических новшеств – оборудованы системой диспетчерского контроля и управления с аппаратно-программными средствами приема, обработки и отражения сигналов о состоянии работы. К их достоинствам можно отнести и современный дизайн со светодиодной индикацией. Контролирует функционирование эскалаторов, а также траволаторов и лифтов новый диспетчерский пункт, который введен в эксплуатацию на станции Минск-Пассажирский в текущем году.
Повысить уровень общественной безопасности на станции позволило внедрение системы видеонаблюдения на 6-й платформе, у 17-го пути, а также возле здания поста ЭЦ.
Для увеличения объемов услуг, предоставляемых гостиницей «Экспресс» станции Минск-Пассажирский, создания комфортных условий пребывания инвалидов осуществляются реконструкция третьего и четвертого административных этажей служебно-технического здания с перепрофилированием их под гостиничные номера, модернизация лифтового оборудования. В рамках подготовки объектов инфраструктуры к беспрепятственному доступу физически ослабленных лиц проводится укладка тактильной плитки, устройство понижений платформ в местах прохода на пешеходный переход, а также направляющих полос.
Модернизация системы визуального информирования пассажиров на станции Минск-Пассажирский предусматривает замену существующих электронных табло (блинкерного типа) и информационных стендов на современные (светодиодные и жидкокристаллические). Продолжается капитальный ремонт первой платформы станции (изменится навес над ней, обновится плитка).
Продолжаются работы и по другим направлениям. В частности, модернизация системы пожарной сигнализации, противодымной защиты, оповещения о пожаре и управления эвакуацией с оборудованием системой контроля и управления доступом в служебные помещения здания вокзала.
Новинок – целый вагон
В рамках подготовки ко II Европейским играм магистраль также совершенствует цифровое сопровождение пассажирских услуг. Так, следующей весной для пользователей станет доступна новая улучшенная версия сайта Белорусской железной дороги. Его модернизация предполагает интегрирование в одно программно-техническое решение системы продажи билетов, расписания движения поездов и других сопутствующих сервисов, что значительно упростит навигацию. Появятся новые тематические разделы, в частности, для людей с ограниченными физическими возможностями, где будет собрана вся интересующая их информация.
Глобальные изменения затронут не только корпоративный сайт, но и систему продажи билетов через Интернет, усовершенствуется технология продажи билетов, появится возможность приобретать электронные билеты на поезда региональных линий экономкласса и городских. К весне планируется запуск мобильного приложения для смартфонов.
Еще одна новинка, которую вскоре смогут оценить пассажиры, – универсальные мультиязычные терминалы самообслуживания с монето- и купюроприемниками, которые будут реализовывать билеты не только по банковским карточкам (как действующие сегодня платежно-справочные терминалы), но и за наличные. Предполагается установить 26 подобных устройств на станциях Минск-Пассажирский, Минск-Северный, Беларусь и остановочных пунктах Лошица, Масюковщина, Лебяжий.
В настоящее время на вокзалах и станциях Белорусской железной дороги внедрено 85 платежно-справочных терминалов самообслуживания для реализации проездных документов на поезда региональных линий экономкласса и городских по банковским платежным карточкам (ТПС). Для повышения эффективности использования подобных устройств были проведены работы, предоставившие возможность приобретать с их помощью и льготные билеты. Ожидается, что после внедрения автоматов, позволяющих принимать оплату наличными, не менее 50% проездных документов будет оформляться через каналы самообслуживания.
Ставка – на «цифру»
В 2018 году через Интернет дорога планирует реализовать более 2,5 млн. проездных документов. В настоящее время на них приходится 20% от общего количества билетов, оформленных через АСУ «Экспресс». Доля проездных документов, приобретенных на корпоративном сайте, постоянно увеличивается: в 2012 году – это было 0,8%, в 2013-м – 3,3%, в 2014-м – 6,5%, в 2015-м – 10%, в 2016-м –13% и в 2017-м – 16%.
В прошлом году Белорусская железная дорога приступила к развитию агентской сети оформления проездных документов через Интернет. С февраля запущен первый агентский сайт biletix.by, в июне – bycard.by, в сентябре – tickets.by. Оформление электронных билетов также организовано в пунктах продаж ООО «Связной Бел».
Вместе с системой продаж электронных проездных документов развивается система контроля, которая позволяет поездным бригадам дистанционно, с помощью мобильных терминалов проверять право пассажиров на проезд. До конца текущего года планируется перейти на новое поколение устройств, что даст возможность максимально снять технологические ограничения по использованию электронных билетов.
Результат выполнения данной задачи во многом зависит от своевременности доставки информации в поезд. И здесь большое значение имеет качество связи. Улучшить ее, а также обеспечить беспроводной доступ к Интернету в электропоездах межрегиональных и региональных линий бизнес-класса и городских позволит совместный проект, реализуемый Белорусской железной дорогой и сотовым оператором velcom при поддержке Министерства связи и информатизации. Сегодня доступ к сети Интернет по технологии Wi-Fi организован в двух электропоездах межрегиональных линий бизнес-класса ЭПМ, трех региональных бизнес-класса ЭПР и в четырех дизель-поездах ДП3. Планируется, что уже к новому году Интернетом и улучшенной сотовой связью будет обеспечен весь современный моторвагонный подвижной состав магистрали.
Параллельно на дороге ведется работа по созданию Единой автоматизированной системы информирования пассажиров о движении поездов. Этот проект позволит унифицировать подходы, исключить человеческий фактор, повысить управляемость данными процессами, охватить даже малые остановочные пункты, где нет постоянного персонала. Со следующего года также в автоматическом режиме будет предоставляться информация об опоздании поездов. Стоит отметить, что новая система даст возможность внедрить онлайн-табло на всех 19 вокзалах страны.
Уже сегодня все они имеют доступ к услуге Wi-Fi – это самая крупная унифицированная сеть в Беларуси. Воспользоваться бесплатным Интернетом можно после подтверждения личности. Доступ ко Всемирной паутине могут получить не только белорусы, но и гости страны. При этом им не нужно приобретать сим-карту белорусского оператора.