Модели успеха

Развитие информационных моделей и управление бизнес-процессами в транспортно-логистической отрасли обсудили участники специализированного семинара, который состоялся в рамках Белорусской транспортной недели.

Актуальность проблематики цифровой трансформации подчеркнул в приветственном слове один из координаторов мероприятия – проректор БелГУТа по научной работе Александр Ерофеев. Он привел ряд конкретных примеров, наглядно иллюстрирующих тезис о том, что для успешного управления бизнес-процессами уже не нужно быть их владельцами – достаточно предложить услугу, которая будет востребована на рынке и которую можно продать. Так, благодаря цифровой трансформации, крупнейшая мировая компания такси сегодня не имеет своих автомобилей, а самый большой медиа-провайдер не создает никакого контента. В конечной стоимости товаров и услуг увеличивается доля добавочной стоимости – информации. Это же касается и транспорта, где активно развивается IT-сектор. Согласно прогнозам, уже через несколько лет конкурировать здесь будут не перевозчики, а цифровые платформы. Чтобы быть успешной, компании необходимо формировать стратегию развития с учетом мировых трендов. А это глобализация, глокализация (сохранение национальных и религиозных особенностей), урбанизация, облачные сервисы, мобильность, роботизация, искусственный интеллект и т. д., многие из них затрагивают сферу транспорта. Далее Александр Александрович представил краткий анализ нормативно-правового регулирования цифровой трансформации Беларуси и других стран – участниц СНГ, особо отметив важность этого процесса на уровне ЕАЭС, способствующего формированию единого цифрового доверительного пространства в транспортной отрасли для создания безопасных сервисов.
О стратегии развития информационно-управляющих систем Белорусской железной дороги рассказал руководитель службы информационных технологий Игорь Отлига (на фото). Он напомнил, что конечная цель любой компании – получение прибыли, достичь которой можно двумя путями: за счет роста доходов и сокращения непроизводственных расходов. Этому способствует оптимизация планирования и качества управленческих решений, повышение привлекательности и доступности услуг, а также производительности труда персонала, встраивание бизнеса дороги в развивающийся в стране и мире ландшафт «цифровой экономики», экономия материальных и трудовых ресурсов, соблюдение требований безопасности движения и охраны труда и т. д.
Первыми на Белорусской магистрали появились «учетные» системы, автоматизирующие учет и отчетность. Следом стали внедряться информационные системы, обеспечивающие поддержку принятия управленческих решений за счет анализа больших объемов данных. А в перспективе планируется переход на более совершенные – информационно-управляющие, способные самостоятельно формировать управляющие воздействия.

Игорь Иванович рассказал о том, что в рамках реализации концепции «Цифровая железная дорога» создаются цифровые модели инфраструктуры (в том числе в разрезе отдельных хозяйств), вагонного, локомотивного, контейнерного парков и др. По его словам, одним из этапов подготовки к управлению дорогой как единым технологическим объектом является централизация информационно-управляющих систем. Не менее важный аспект – предоставление персоналу доступа к данным комплексам с любого устройства и из любого места. «Развитие информационных систем должно обуславливаться развитием бизнес- и технологических процессов», – подчеркнул в завершение Игорь Отлига. Он также порекомендовал коллегам ознакомиться с работой «Портала электронных услуг Белорусской железной дороги».
Последние два года Белорусская магистраль активно работает над созданием единого информационного пространства для пассажиров. Реализация данного принципа позволит обеспечить им комфортное пребывание на объектах инфраструктуры, существенно снизить порог доступа к услуге, при этом – повысить лояльность потребителей к использованию систем самообслуживания и уровень удовлетворенности, сократить непроизводственные затраты. Об этом рассказал заместитель начальника профильной службы Управления магистрали Александр Казачок. Он также обозначил пять составляющих информационного сопровождения пассажиров: это внедрение унифицированных стандартов поддержки пользователей, автоматизированной системы информирования пассажиров о движении поездов, создание единого Контакт-центра магистрали, объединенного раздела «Услуги пассажирам» на корпоративном сайте, а также – навигационно-информационной среды на объектах пассажирской инфраструктуры. На каждом из обозначенных пунктов Александр Николаевич остановился более детально.
Он также подчеркнул, что большое внимание дорога уделяет поддержке потребителей. Среди основных направлений: оказание ситуационной помощи физически ослабленным лицам (с приемом заявок по электронной почте и единому телефонному номеру), поддержка пользователей системы продажи проездных документов через сеть Интернет по электронной почте, предоставление справочной информации на корпоративном сайте, через специализированные терминалы вокзалов и по номеру 105, бронирование мест в пассажирских поездах (звонок в службу 105 и через Интернет).
– Реализация проектов, направленных на развитие системы информационного сопровождения пассажирских перевозок, позволит обеспечить единообразное, достоверное и оперативное информирование клиентов – независимо от того, каким каналом взаимодействия они воспользуются, – подытожил заместитель начальника службы.
С перспективами применения технологии автоматизации в управлении финансовыми потоками при перевозке пассажиров ознакомил заместитель начальника управления российской компании АО «Интервейл» Константин Касач. Он также обозначил возможные плюсы использования Единой транспортной карты.
В ходе семинара его участники рассмотрели и ряд других тем, таких как формирование национальной платформы электронной логистики для построения международных цифровых транспортных коридоров, цифровая трансформация процессов изысканий, проектирования и строительства железнодорожных магистралей, развитие системы мониторинга состояния
инфраструктуры и т. д.

Инга МИНДАЛЁВА

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.




Яндекс.Метрика