По-прежнему в сердце дорога

И в годы Великой Отечественной, и в послевоенное время его жизнь не раз висела на волоске. Но сама судьба словно хранила этого удивительного человека – ветерана-железнодорожника Николая Жука, который в текущем году отметил 94-й день рождения.

…Николай Семенович радушно встречает корреспондента отраслевого издания в своем доме в Барановичах. У него долгая и интересная жизнь, в которой было место и радостям, и печалям. Впрочем, с высоты прожитых лет события прошлого ветеран вспоминает со свойственной ему мудростью и спокойствием. Родился Николай Жук в деревне Чвыри Ляховичского района. Отец работал кузнецом, мама – ткачихой. В семье росли три брата и сестра. Никто из них не был связан с магистралью.
– Так получилось, что на железную дорогу я устроился в начале Великой Отечественной 18-летним парнем, – неспешно начинает рассказ Николай Семенович. – Меня приняли путевым рабочим, трудился в районе остановочного пункта Щара участка Барановичи – Лунинец. Мне выдали специальную повязку на руку с надписью «Вahn» – дорога.
Впрочем, работа на магистрали была прикрытием другой деятельности. Николай и его коллеги старались доставить оккупантам как можно больше неприятностей: срезали вагонные рукава, насыпали в буксы песок… А еще активно помогали партизанам.
– Связь с ними поддерживали через проверенного человека. Сначала мы ремонтировали пути, а потом сообщали место работ. Через несколько дней партизаны подкладывали мины, – говорит Николай Жук. – Правда, однажды взрыв произошел сразу после того, как мы закончили ремонт. Немцы обвинили нас, рабочих, и хотели сразу расстрелять. Но потом передумали – кто в случае нашей смерти ремонтировал бы дорогу? Так и остались в живых. Во время оккупации несколько раз выезжал на укладку пути в Барановичи. Как сейчас помню вкус неочищенного ячменя с сахарином и хлеб с опилками, которыми нас кормили. Кстати, сахарин я храню до сих пор, – в подтверждение своих слов Николай Семенович бережно достает спичечный коробок с небольшими круглыми таблетками белого цвета.
В июле 1944 года Барановичи освободили от оккупантов. И вскоре в трудовой книжке собеседника появилась запись о трудоустройстве в первый вагонный участок станции Барановичи. С той далекой поры у него сохранился и специальный ключ, с которым он ездил в 1945 году в качестве поездного вагонного мастера на станцию Эльблонг (Восточная Пруссия). Там он получил доски и кирпичи для строительства здания участка, которое впоследствии и возводил. В нем железнодорожник работал 12 лет.
А затем устроился кондуктором в Барановичский кондукторский резерв. Этому предприятию отдал десять лет.
…В 1966 году кондукторский резерв расформировали. Николая Семеновича перевели в Барановичское вагонное депо осмотрщиком. Там он работал восемь лет, а затем ушел на заслуженный отдых. Стал больше внимания уделять семье. Души не чаял в супруге Лидии. Вместе они прожили 66 лет. Жили душа в душу, построили дом, воспитали дочь Лилию и сына Николая. Дождались внуков – их пятеро, растут две правнучки.
К сожалению, несколько месяцев назад Лидии Федоровны не стало. Женщина долго болела, давно не вставала с кровати. Николай Семенович сам ухаживал за супругой, отказался от помощи медсестры и социального работника.
– Когда венчались, давали клятву «не оставлять друг друга и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии». Свою клятву я сдержал, – с дрожью в голосе говорит ветеран.
Еще раньше супруги похоронили своих детей. Николай Семенович живет один. Радуется, когда его навещают внуки и правнуки. Любит рассказывать им о своей непростой судьбе, об отчем доме, который сохранился до сих пор. Руководство депо оказывает ветерану необходимую помощь. Николай Жук принимает активное участие в мероприятиях, организованных администрацией и ветеранской организацией Барановичского вагонного депо. Всегда с нетерпением ждет очередного номера «Железнодорожника…», чтобы узнать новости о жизни магистрали. Говорит, что дорога по-прежнему в его сердце.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.




Яндекс.Метрика