Всегда – движение вперед

Белорусскому государственному университету транспорта 65 лет. Для человека это время подведения итогов того, что сделано. Для учебного заведения годы – это развитие, совершенствование. Ведь учить, воспитывать, исследовать – значит, всегда двигаться вперед, встречаться с новым, интересным, это жизнь в вихре молодости. О богатой истории вуза и перспективах его развития рассказал ректор БелГУТа Юрий Кулаженко.

– На каких этапах Вам хотелось бы остановиться, чтобы отметить самое значимое в летописи БИИЖТа – БелГУТа?
– Стоит, пожалуй, вспомнить судьбоносное решение Совета Министров СССР – об открытии в Гомеле с 1 октября 1953 года Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта. С этого и началась история нашего вуза. БИИЖТ создавался как институт всесоюзного значения и впоследствии оправдал свое предназначение кузницы железнодорожных кадров для всего Советского Союза.
В далеком 1953-м институт расположился в бывшем административном здании Управления Белорусской железной дороги. Его возвели еще в 1898 году по проекту известного гомельского архитектора Станислава Шабуневского. Получается, что главному корпусу БелГУТа в этом году исполнилось уже 120 лет!
В первый год проводили набор только на три факультета: эксплуатационный, строительный и механический. На 1-й курс зачислили 420 человек. И это в полуразрушенном Гомеле. В то время в институте полным ходом шел ремонт, занятия проводились в приспособленных для обучения помещениях. Первые студенты еще не подозревали, как им повезло. Прежде всего с преподавателями, которые были молоды, одержимы идеями и в дальнейшем определили перспективные направления развития вуза. Они приехали в наш город из разных уголков большой страны.
Особое событие в истории учебного заведения – решение правительства Беларуси, принятое в 1993 году, о преобразовании БИИЖТа в Белорусский государственный университет транспорта. Другой статус вуза – это новый стиль работы, новые возможности, специальности и, конечно же, признание заслуг коллектива. Уже в 2003 году за достижения в социально-культурном развитии БелГУТ был награжден Почетным государственным знаменем Республики Беларусь.
– Кто они – люди, написавшие самые яркие страницы истории университета?
– Это прежде всего ректоры. Первым был авторитетный производственник и педагог, кандидат технических наук, доцент Алексей Алексеевич Петрукович, который ранее руководил Ташкентским институтом инженеров железнодорожного транспорта. При нем начал складываться высокопрофессиональный, творческий, активный профессорско-преподавательский коллектив.
В 1961 году институт возглавил Петр Александрович Сыцко, который руководил вузом 25 лет. Он многое сделал для укрепления материально-технической базы института: появились три новых учебных корпуса, построено жилье для преподавателей, студенты получили в распоряжение общежитие и прекрасный спортивный комплекс. Важным направлением было укрепление и развитие преподавательского состава. Шла активная защита кандидатских и докторских диссертаций, начал работу специализированный совет по защите кандидатских диссертаций, в институт приглашали известных специалистов. В это время в вузе открывались новые факультеты и кафедры, были организованы научно-исследовательские лаборатории, что способствовало повышению качества подготовки специалистов.
В 1986 году институт возглавил выпускник БИИЖТа, доктор технических наук, профессор Петр Степанович Грунтов. Особое внимание он уделял научно-исследовательской работе, открытию новых специальностей. Институт приобрел новое «лицо» – стал общетранспортным. Был создан гуманитарный факультет – с целью фундаментальной подготовки студентов по экономике, философии, иностранным языкам, мировой и национальной культуре.
С 1997 года ректором вуза был Валентин Петрович Ярошевич. Он продолжил сложившиеся традиции: открывались новые специальности и научно-исследовательские лаборатории. В том же году был создан научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта.
В 2001 году БелГУТ возглавил Вениамин Иванович Сенько. Он создал научную школу вагонников. Провозгласил и реализовал основные принципы организации системы взаимосвязанных ремонтов, предугадал будущее теории и практики построения систем на прогнозных моделях. По его инициативе создан испытательный центр железнодорожного транспорта «СЕКО».
В истории вуза оставили заметный след и другие преподаватели и сотрудники. Вершиной, которая не теряется из виду, научная общественность нашей страны называет академика Национальной академии наук, лауреата Государственной премии БССР, заслуженного деятеля науки и техники БССР, заслуженного изобретателя БССР Владимира Алексеевича Белого. А начинал он в БИИЖТе начальником учебной части, ответственным за воспитательную работу. У истоков гомельской научной школы эксплуатационников железнодорожного транспорта стоял доктор технических наук, профессор Иван Георгиевич Тихомиров. У нас работали такие известные личности, как алгебраист профессор Сергей Антонович Чунихин, единственный в стране профессор по вагонному хозяйству Николай Захарович Криворучко, профессора Павел Константинович Крюгер, Николай Александрович Сохачевский, Николай Владимирович Правдин, Иван Иосифович Купчинов и многие другие. Они были у истоков становления института и сформировали научно-педагогические школы, известные на всю страну. Мы приняли их эстафету и с честью ее продолжаем.
– Юбилей – это еще и лакмусовая бумажка для любого коллектива, показатель его зрелости и того, насколько он к себе требователен. Что Вы ставите во главу угла?
– Все достижения университета – заслуга коллектива. Сегодня в вузе трудятся 22 доктора и 119 кандидатов наук. Наша задача – приумножать научный потенциал. В этом и проявляется требовательность и зрелость – как руководства, так и всего коллектива. Мы стараемся стимулировать молодых ученых, привлекать талантливых студентов. Создана эффективная система премирования за публикационную деятельность. Материально поощряются как диссертанты, так и их руководители. Кстати, в нашей стране всего 14 докторов наук до 40 лет, трое из них – в БелГУТе.
Коллектив сегодня должен работать на опережение – обучать студентов технологиям, которые используются или еще только планируются к использованию на производстве. Здесь у нас прочный контакт с предприятиями-заказчиками кадров. Например, с Белорусской железной дорогой заключено соглашение о комплектовании лабораторий университета современным оборудованием, на котором уже сегодня приобретают практические навыки студенты ряда факультетов. А в дни празднования юбилея в вузе запланировано открытие новой лаборатории «Автоматика и телемеханика на перегонах» на электротехническом факультете. Таким образом, наличие квалифицированных преподавателей, оснащение учебных и научных лабораторий современным оборудованием, взаимодействие с реальным производством – это и есть основа работы, наши «три кита».

– Рейтинг университета – это признание его заслуг мировой научной общественностью. В каких международных проектах БелГУТ участвует в настоящее время?
– Международному сотрудничеству – внимание особое. Сегодня действуют 58 договоров о научно-техническом взаимодействии БелГУТа с зарубежными университетами, научными центрами и организациями 11 стран. В 2018 году заключено 8 договоров, которые предусматривают проведение совместных научных исследований, обмен информацией о научно-технических разработках, подготовку специалистов и издание научной и научно-методической продукции. Большой вклад в повышение международного рейтинга университета вносят зарубежные публикации наших ученых. Только в прошлом году ими опубликовано 111 статей в журналах и сборниках научных трудов в Нидерландах, Чехии, Великобритании, США, России, Украине, Латвии, Литве, Азербайджане, а также 72 тезиса докладов на конференциях в России, Украине, Китае. В настоящее время БелГУТ совместно с зарубежными вузами выполняет два проекта, финансируемых Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований. Результат эффективности международного сотрудничества – экономические показатели. В 2017 году БелГУТ выполнил 128 международных контрактов на общую сумму 2,35 млн. долларов. На данный момент их 85.
– Что удалось сделать за последние годы для повышения качества обучения, насколько быстро удается соответствовать тенденциям и запросам времени?
– Все, что делается в университете, – прежде всего для студента, а качество обучения – то направление, которое совершенствуется постоянно. Хочу отметить, что две части вашего вопроса – качество обучения и запросы времени – очень тесно связаны. Сегодня мир стремительно и принципиально изменяется. Развиваются все отрасли экономики, реализуя концепцию «Индустрия 4.0» – это определяет требования предприятий-заказчиков кадров к нашим выпускникам. Серьезнейшим образом развиваются технологии работы Белорусской железной дороги, смещаясь в сторону активного внедрения инноваций. Именно в этом направлении БелГУТ делает уверенные шаги для повышения качества обучения: скорректирована концепция подготовки специалиста-транспортника, в основу которой по 1-й ступени обучения положен принцип практикоориентированности, а 2-й (магистратуры) – формирование компетенций создания инноваций по перспективным направлениям развития транспортного комплекса. Для этого все последние годы университет приобретал новейшее оборудование, которое используется на практике. Соответствовать тенденциям и запросам времени – важнейшая стратегическая и тактическая задача любого высшего учебного заведения. Наш университет справляется с ней успешно. Но мы осознаем: впереди – большая работа по совершенствованию качества обучения студентов.
– Что, на Ваш взгляд, составляет предмет особой гордости БелГУТа?
– Это наши выпускники. Их вы встретите не только в Беларуси, но и за рубежом. Они создают современные электровозы и вагоны, управляют транспортным процессом, занимаются международными перевозками и логистикой, разрабатывают автоматизированные системы управления, строят железные дороги и инженерные сооружения. Среди них много известных в стране людей.
В этом ряду хочу назвать министра транспорта и коммуникаций Анатолия Александровича Сивака, министра жилищно-коммунального хозяйства Александра Александровича Терехова, начальника Белорусской железной дороги Владимира Михайловича Морозова, председателя Белорусского профессионального союза работников транспорта и коммуникаций Владимира Иосифовича Ринга, генерал-майора, депутата Палаты представителей Национального собрания Ивана Алексеевича Коржа и многих других.
– Если заглянуть в будущее, каким Вы видите БелГУТ?
– Как «университет 4.0». Это перспективная модель развития для передовых вузов, решающих те задачи, которые не может решить промышленность. Работая в сотрудничестве с мировыми лидерами, появляется возможность выпускать продукцию, в настоящий момент еще отсутствующую на рынке. Определенные наработки по данным направлениям у нас уже есть.
– Юрий Иванович, что лично для Вас значит юбилей университета?
– Волнительное и очень значимое для меня событие. Подведение итогов большого этапа пути, определение задач на будущее. А еще много радостных встреч – с выпускниками разных лет, с людьми, которые уважительно относятся к нашему университету и судят о нем по нашим делам. Горжусь своей причастностью к судьбе альма-матер. Обращаюсь к ветеранам БИИЖТа – БелГУТа, профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам, студентам, аспирантам, докторантам и выпускникам разных лет со словами искренней признательности за труд на благо нашей Родины, преданность науке и просвещению, созидательную работу во имя будущего. Верю, что впереди у нашего университета широкая дорога. и мы уверенно будем идти по ней, открывая новые горизонты науки, добра, просвещения.

Интервью записала Алина КЛЫГА

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.




Яндекс.Метрика