Определяющий фактор

14 октября – Всемирный день стандартизации. В текущем году он пройдет под девизом «Международные стандарты и 4-я промышленная революция». В нашей стране этот профессиональный праздник отмечают ежегодно.

Стандарты играют ключевую роль при переходе нашей страны на цифровую экономику. Большое внимание этому вопросу уделяет и Белорусская железная дорога. В том числе такому перспективному направлению, как цифровая трансформация.
В частности, специалисты служб стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством, а также информационных технологий под руководством заместителя главного инженера дороги Геннадия Глевицкого вошли в состав национального технического комитета по стандартизации ТК BY 38 «Цифровая трансформация». Это помогает продвигать интересы магистрали на государственном уровне. Данный комитет сформирован на базе Института прикладных программных систем по инициативе Минсвязи, его задача – развитие нормативной базы для внедрения перспективных технологий цифровой экономики Беларуси и обеспечения единых подходов в стандартизации цифровой трансформации.
– Сегодня в рамках ТК разрабатывается план совершенствования нормативной базы цифровой трансформации системы государственного управления нашей страны, – акцентировал внимание заместитель начальника отдела службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством Евгений Воробей. – Работы в данном направлении будут расширяться и затронут основные направления производственной деятельности магистрали: ее внутренние бизнес-процессы, а также сервисы, предоставляемые при осуществлении пассажирских и грузовых перевозок.
Внедрение международных стандартов, развитие информационных систем на дороге является эффективной мерой обеспечения соответствия современным требованиям, связанным с переходом в цифровое пространство. В рамках расширения использования цифровых технологий Белорусская железная дорога продолжит совершенствование проводимых работ посредством существующих информационных систем, таких как ИПС «Стандарт 3.0», АСУ «Стандартизация», АС «Метролог». Службой также подготовлен приказ, предусматривающий формирование в отделениях Белорусской железной дороги в электронном виде на базе ИПС «Стандарт 3.0» централизованного фонда технических нормативных правовых актов (ТНПА) и последующее его сопровождение, что позволит оптимизировать учет, актуализировать и контролировать применение ТНПА в обособленных структурных подразделениях. Эта работа послужит платформой для более детального анализа использования ТНПА предприятиями магистрали, даст возможность унифицировать процессы технического обслуживания и ремонта на Белорусской железной дороге.
Помимо отраслевых и национальных на дороге анализируются и межгосударственные стандарты, поступающие из МТК 524 «Железнодорожный транспорт». К началу 2019 года планируется перейти к их рассмотрению посредством новой версии автоматизированной системы управления АСУ «Стандартизация».
– Чтобы упростить работу со стандартами организации (СТП БЧ) в рамках фонда ТНПА, размещенного на внутреннем сетевом ресурсе Белорусской железной дороги (NSMS.RW), рассматривается возможность организовать интерактивную работу с ними. Для этого в текстах СТП БЧ ссылки на ТНПА и библиографические материалы предлагается сделать активными, то есть через гиперссылки привязать к ним соответствующие документы, – пояснил Евгений Воробей. – Данное усовершенствование позволит значительно повысить полноту, качество и оперативность получения информации при работе со стандартами Белорусской железной дороги.

По пути взаимодействия

Белорусская железная дорога традиционно уделяет пристальное внимание стандартам и их разработке, поскольку считает эту деятельность определяющим фактором устойчивого и безопасного функционирования отрасли, обеспечения ее конкурентоспособности в современных условиях транспортного рынка. Эта деятельность осуществляется в том числе в тесном взаимодействии с Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС). Его директор Ирина Осмола отметила значимость вклада профильных специалистов магистрали:
– Железнодорожники являются активными участниками национальной и межгосударственной стандартизации.
К нашим совместным результатам этого года можно отнести, например, разработку государственного стандарта СТБ 2534-2018 «Железнодорожный подвижной состав. Порядок продления срока службы. Общие положения», который будет введен в действие с 1 марта 2019 года.
Документ устанавливает единые требования к порядку проведения работ по продлению срока службы локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, МВПС и СПС. Основным критерием для продления срока службы железнодорожного подвижного состава определено наличие у него остаточного ресурса или возможности восстановления ресурса, необходимого для продления срока службы свыше установленного изготовителем. Данный процесс осуществляется при проведении ремонта или модернизации, т. е. является частью таких стадий жизненного цикла, как эксплуатация или модернизация. Учитывая это, применение СТБ 2534-2018 поможет организациям железнодорожной отрасли выполнять обязательные требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011) и обеспечивать безопасность на железнодорожном транспорте.
Еще одна совместная разработка Белорусской железной дороги и БелГИССа – технический кодекс установившейся практики «Железнодорожная автоматика и телемеханика. Правила строительства и монтажа». Сейчас он находится на стадии рассмотрения окончательной редакции.
«В республике пока отсутствует единый ТНПА, устанавливающий требования ко всем видам работ, выполняемых при строительстве, реконструкции и восстановлении устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Новый документ восполнит этот пробел и заменит отдельные устаревшие требования, которые еще пока действуют. Предполагается, что это произойдет в июне 2019 года», – пояснила Ирина Ивановна.
Она также подчеркнула, что на фоне глобализации транспортного рынка и усиления конкуренции приоритетной задачей – наряду с обеспечением безопасности – является повышение качества не только продукции и оказываемых услуг, но и самих организаций.
– Наличие эффективной системы менеджмента – это допуск к участию в тендерах, крупных проектах, это доверие потребителей и, как следствие, устойчивая деятельность компании, – отметила Ирина Осмола. – В этой связи БелГИСС совместно с Белорусской железной дорогой планирует проанализировать международные стандарты и лучшие практики в области эффективного менеджмента, на основе которых затем подготовить предложения по их применению в организациях дороги. БелГИСС также рассчитывает на активное участие белорусских железнодорожников в разработке государственного стандарта «Железные дороги. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2015 в железнодорожной отрасли», идентичного международному стандарту ISO/TS 22163:2017. Проведение этой работы было одобрено членами национального технического комитета по стандартизации ТК BY 4 «Менеджмент качества» и запланировано на 2019 год.

В ногу со временем

Активная работа в области технического нормирования и стандартизации (на уровне стандартов организаций, конструкторских и технологических документов) проводится в Брестском отделении дороги. Так, по завершении трехлетнего переходного периода (до 15 сентября 2018 года) все сертифицированные системы менеджмента качества здесь были переведены на новую версию СТБ ISO 9001:2015. Причем разработкой соответствующих документов занимались не сторонние структуры, а специалисты отделения (профильных отделов, организаций и предприятий), что свидетельствует о высоком уровне их профессионализма.
– Мы стараемся идти в ногу со временем, – отмечает ведущий инженер отдела технической политики Людмила Михальцевич. – Например, сегодня все рабочие места нашего инженерно-технического персонала оснащены современными полнотекстовыми информационно-поисковыми системами. Так, постоянно используются ИПС «Стандарт», ИПС «Стройдокумент», а также внутренний сетевой ресурс Белорусской железной дороги – NSMS.RW. Мы уходим от печатных изданий. Формирование фонда ТНПА, их учет и актуализация вышли на новый уровень – это касается как совершенствования самих процессов, так и сокращения влияния человеческого фактора.
…В локомотивном депо Барановичи фонд ТНПА – это достаточно обширная база информации, к упорядочиванию и хранению которой здесь подходят с большой ответственностью. Фонд постоянно актуализируется, пополняется новыми документами. Работа специалистов центра по стандартизации и управлению системой качества, действующего на предприятии, нацелена на создание необходимых условий для инженерно-технического персонала депо, который занят подготовкой производства, эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом железнодорожного подвижного состава, вопросами повышения качества и конкурентоспособности продукции (услуг), в том числе с целью расширения рынков сбыта.
– В настоящий момент депо осуществляет услуги по техническому обслуживанию и ремонту электроподвижного состава, требования к которым отражены в соответствующих отраслевых стандартах. Их соблюдение является отправной точкой, гарантирующей качество выпускаемой продукции, – отметила начальник центра Елена Чайковская. – За счет этого поддерживается конкурентоспособность наших услуг по ремонту железнодорожного подвижного состава и его отдельных узлов, в том числе и на внешнем рынке.
Слова признательности и благодарности за плодотворный труд Елена Александровна адресовала своим специалистам, которые на протяжении многих лет активно участвуют в разработке стандартов, обеспечивают их исполнение, инициируют актуализацию и тем самым вносят посильную лепту в развитие Белорусской магистрали. Она также рассказала о том, что сейчас активно обсуждается вопрос возможности и целесообразности перехода организаций дороги на требования международного стандарта железнодорожной отрасли IRIS (его новую версию ISO/TS 22163).
В качестве полигона для опробования методик и техник IRIS в ремонтном производстве предполагается использовать локомотивное депо Барановичи.
Руководство службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством поздравляет коллег с профессиональным праздником. Желает эффективной и плодотворной деятельности, направленной на обеспечение высокого уровня жизни каждого человека и своей страны, профессиональных достижений и позитивных результатов!

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика