Самому быть примером
«Романтика, ставшая хорошей привычкой», – так характеризует свою работу Эдвард Смолик. На магистрали заместитель начальника Лидской дистанции сигнализации и связи трудится уже более 35 лет.
Железнодорожная история героя публикации началась с человека, портрет которого висит в его кабинете – прадедушки Якуба. В начале прошлого века он работал машинистом в Санкт-Петербурге на одном из императорских поездов.
На родину Якуб Микуть вместе с семьей вернулся после Февральской революции. Его дети по стопам отца не пошли – династию продолжил внук. Отец Эдварда Смолика – Станислав Казимирович – работал электромехаником, обслуживал устройства на станции Лида. Здесь же списчиком вагонов трудилась его супруга Александра Викентьевна. Их детей – сыновей Чеслава и Эдварда – тоже ждала «магистральная» судьба.
– Я не мог выбрать иную профессию, – говорит Эдвард Станиславович. – Хотя путь на магистраль и не был простым. После окончания школы вместе с друзьями поехал в Ленинград – поступать в лесотехническую академию. Но оказавшись в большом городе, мы мгновенно забыли о подготовке к экзаменам. В общем, вернулись домой. Отец, узнав об этом, произнес: «Ну что же, тебе надо устраиваться на работу». Молодой человек пришел в Лидскую дистанцию пути. Начинал монтером второго разряда. Через восемь месяцев его призвали в армию. Перед увольнением в запас Эдвард Смолик получил направление на подготовительные курсы в БИИЖТ. В июле 1977-го вернулся в Лиду и устроился в дистанцию сигнализации и связи. А в декабре того же года отправился в Гомель – на собеседование в институт. Успешно его прошел и восемь месяцев отучился на подготовительных курсах. Затем поступил на электротехнический факультет. После пяти лет учебы молодой специалист вернулся в Лидскую дистанцию сигнализации и связи. Начинал механиком на станции Гуды, после его назначили старшим электромехаником: Эдвард Станиславович обслуживал устройства на участке от Лиды до Мостов. Через четыре года стал старшим электромехаником КИП СЦБ и работал в этой должности до 2001 года. После объединения Гродненской и Лидской дистанций исполнял обязанности начальника участка.
А с 2006 года трудится в должности заместителя начальника Лидской дистанции сигнализации и связи.
– За 35 лет работы на предприятии главное, чему я научился, – терпению. Нужно найти ту струну между руководителем и подчиненным, которая позволяет эффективно взаимодействовать. Но в первую очередь – уважительно относиться к людям, самому быть примером. Поэтому мы всегда поддерживаем молодых специалистов, проводим технические занятия, где не только рассказываем, но и показываем, как работает то или иное подразделение дистанции, – отмечает собеседник.
Коллеги Эдварда Станиславовича характеризуют его как справедливого руководителя, который всегда поможет – и словом, и делом. Если нужно, и сам исправит неполадку. Неслучайно в его кабинете есть дорожная сумка с необходимыми инструментами и приборами. Преданность работе подтверждают и отраслевые награды: знак «Выдатнік Беларускай чыгункі», Почетные грамоты Белорусской железной дороги и Барановичского отделения.
Свободное время железнодорожник проводит с семьей на даче, которую построил своими руками. Эдварду Станиславовичу всегда нравилось работать с деревом. Он мастерит различные поделки, дарит их коллегам и друзьям. Но самые преданные ценители его творчества – супруга и дети. Жена Эдварда Станиславовича Лариса Леонтьевна долгие годы работала учителем, сегодня она уже на заслуженном отдыхе. Их сын Евгений одно время трудился в дистанции сигнализации и связи старшим механиком. Сегодня работает в энергетике, а его супруга Татьяна – инженер по технической документации предприятия, трудится вместе со свекром. Эдвард Смолик очень доволен тем, что судьба многих близких ему людей связана с магистралью. Не исключение и родной брат героя публикации – Чеслав, он работал в дистанции сигнализации и связи старшим электромехаником.
– В молодости железная дорога у меня ассоциировалась с романтикой дальних странствий, – с улыбкой вспоминает Эдвард Станиславович. – Мне нравилось, что и в будни, и в праздники работники магистрали всегда на боевом посту. Несмотря на холод, жару, мороз… Сегодня, по прошествии десятилетий, романтика стала привычкой. И это уже на всю жизнь.
Анастасия МЕЛЕХОВА