Атласное решение
Подробная информация о контейнерных перевозках, инфраструктуре станций, вокзалов, хозяйств пути, сигнализации и связи, организации видеонаблюдения и многое другое. Все это – возможности геоинформационной системы АС «Отраслевые атласы БелЖД», которую разрабатывают специалисты Конструкторско-технического центра.
Она формируется на базе комплекса геоинформационных систем, обеспечивающих создание и доступ к цифровой модели инфраструктуры Белорусской магистрали и курируется службой информационных технологий Управления дороги. Один из пилотных слоев отраслевых атласов дороги был реализован КТЦ в сотрудничестве с представителями государственного предприятия «Белинтертранс – транспортно-логистический центр». Общими усилиями создали интерактивную карту, на которой отразили маршруты движения контейнерных поездов через территорию Беларуси в страны СНГ, Европейского Союза и Китай. Кроме того, наглядно продемонстрировали несколько вариантов организации перевозок в Индию, Иран и в обратном направлении.
– Специалист, имеющий доступ к такому сервису, получит информацию не только о маршрутах доставки контейнеров, но и в целом об инфраструктуре БТЛЦ, – объясняет начальник отдела Гомельского центра КТЦ Владислав Чумаков. – Это интерактивная карта, то есть она содержит не только геоинформационные, но и подробные технологические, технические характеристики любого отображенного объекта БТЛЦ.
Интерактивные карты для отраслевых служб и предприятий на базе
АС «Отраслевые атласы БелЖД» могут быть созданы в кратчайшие сроки. Для этого заранее прорабатываются развитие, детализация, актуализация различных данных и возможность предоставления дополнительных сведений.
– Специалисты Конструкторско-технического центра не первый год занимаются созданием и сопровождением отраслевых карт-схем Белорусской железной дороги. В основном они были на бумажных носителях, – рассказывает начальник отдела технологических разработок предприятия Сергей Григорьев. – Однако диктуемые потребностями производства задачи не могут быть выполнены без изменения существующих методик.
Оптимальным решением стал ориентир на геоинформационные технологии. Среди их преимуществ – оперативность корректировки и актуализации сведений, возможность интегрировать данные в другие информационные системы.
Хорошо проработаны подсистемы разделения доступа, экспорта сведений, печати, уведомления об изменениях. Например, ранее были разработаны карты для решения определенных задач по хозяйствам дороги. Процесс этот весьма трудоемкий, требующий значительных человеческих ресурсов и запаса времени. Новая система позволяет создавать в оперативном режиме актуальные интерактивные карты, совмещающие в себе информацию от различных служб и хозяйств магистрали и позволяющие предоставлять свежие данные для решения большого количества задач при эксплуатационной деятельности дороги.
Разработка также предназначена для визуализации в удобном для пользователей виде геоинформационных данных, хранящихся в АС «Паспорт ОЖИ» (в центре внимания – объекты железнодорожной инфраструктуры), сопровождением которой занимаются специалисты ЦНТИ.
На базе геоинформационной системы АС «Отраслевые атласы БелЖД» представители КТЦ разработали около 30 слоев данных. В настоящее время ведется работа по созданию новых карт и актуализации ранее созданных.
Сергей Григорьев отмечает, что ценность интерактивных карт в значительной степени зависит от оперативности обновления данных. С учетом этого разработчики предусмотрели возможность их дистанционного редактирования. Как предполагается, некоторые слои будут актуализировать специалисты КТЦ, а право обновлять иную информацию может быть делегировано работникам соответствующих служб Управления дороги или предприятий, профильных отделов отделений магистрали, специалистов станций и вокзалов.
Интерактивные карты, созданные на базе геоинформационной системы АС «Отраслевые атласы БелЖД», позволят повысить эффективность и безопасность использования инфраструктуры магистрали, а также привлекательность ее услуг – как в сфере пассажирских, так и грузовых перевозок. Кроме того, их пользователи будут видеть общую обстановку на всем полигоне Белорусской железной дороги и благодаря этому принимать эффективные управленческие решения.
Руслан АНАНЬЕВ