Январь
Вт
14
2025

Витебская горка

Даже из самых трудных ситуаций железнодорожники могут найти выход. Выполнить задачу в указанные сроки, затратив при этом минимум сил и средств, – все это благодаря богатому профессиональному опыту и большому энтузиазму. С такими «ресурсами» можно свернуть горы. Или, как в описанной истории, довести до ума работу сортировочной горки. Своими воспоминаниями с редакцией поделился наш внештатный автор – председатель совета ветеранов Могилевского отделения Владимир Гребенкин.

«…Однажды поздно вечером в моем доме раздался телефонный звонок. Звонил начальник Витебского отделения Николай Лукич Ковша.
– В Витебске построена горка, уложены подгорочные пути, стрелки. Нет только устройств электрической централизации…
Немного предыстории. Несколько лет назад, когда я работал главным инженером Могилевской дистанции сигнализации и связи, на станции Могилев-2 возникла аналогичная ситуация. Есть горка, есть пути, стрелки. Но нет никаких устройств для управления последними. Проект планировали заказать в головном проектном институте МПС по проектированию устройств сигнализации и связи (ГТСС). А пока, выходит, нужно было набирать стрелочников и в течение 3 – 4 лет эксплуатировать горку в ручном режиме. Тогда руководство станции обратилось к главному инженеру дистанции сигнализации и связи с просьбой «пошевелить мозгами» – другими словами, придумать что-либо, позволяющее быстро и дешево построить устройства управления стрелками на горке, чтобы не набирать более полусотни стрелочников на эту непростую работу, причем всего на несколько лет.
Будучи главным инженером и занимаясь реконструкцией Могилевского узла, мне приходилось разрабатывать отдельные узлы или технологии. На личном счету было более ста рационализаторских предложений, имел звание «Лучший рационализатор железнодорожного транспорта» и с удовольствием решал разные технические проблемы. Взялся и за поставленную движенцами задачу. Не вдаваясь в подробности технического решения, скажу лишь, что совершенно новый подход к проблеме позволил значительно сократить сроки строительно-монтажных работ и, что не менее важно, сократить их стоимость при безусловном обеспечении безопасности роспуска составов с горки. Мы затратили на устройства 14 тыс. рублей, тогда как по проекту ГТСС требовалось более 600 тысяч.
А теперь вернемся к разговору с начальником Витебского отделения.
– Николай Лукич, я ведь уже не работаю в дистанции сигнализации и связи.
– Знаю.
– Может вам есть смысл обратиться в ГТСС?
– Обращались, они могут взять в план проектирования в лучшем случае на следующий год. Считаем: год на проектирование, год на заявки на заводы, потом неизвестно, как развернутся подрядчики. А мне нужна горка до конца этого года.
– Я не ослышался?
– Понимаешь, если мы не начнем эксплуатировать горку в этом году, то будет изменен план формирования поездов, и Витебское отделение потеряет объемы работ со всеми последствиями.
– Но до конца года осталось чуть более трех месяцев.
– Поэтому я позвонил вам.
– Почему не поручить эту работу Валерию Васильевичу Шульге, начальнику Витебской дистанции сигнализации и связи?
– Они все сидят на двухпутных вставках, я не могу их оттуда срывать.
– А кто тогда будет производить строительно-монтажные и пусконаладочные работы, если они так заняты?
– Вы.
– Как себе это представляете?
– Вам это лучше знать. Возможно, я повторяюсь, но прежде чем позвонить в Могилев, мы рассмотрели все варианты.
– Допустим, но есть еще несколько непростых вопросов. Пульты ЭЦ делает лишь Лосиноостровский электротехнический завод, а реле и релейные блоки – только соответствующий завод в Ленинграде. Эти предприятия очень загружены, весьма проблематично ожидать, что они моментально сверх плана выполнят наши заявки.
– Эту проблему берем на себя. Главное сейчас – как можно скорее выдать техническую документацию на пульт ЭЦ и спецификацию, чтобы можно было, не теряя времени, этим заняться.
– Мне нужно подумать.
– Я перезвоню через полчаса.
– Вы не поняли, я должен переговорить с людьми, которые займутся проектными, монтажными и пусконаладочными работами. Необходимо согласовать вопрос утверждения технической документации в службе сигнализации и связи и у руководства дороги.
– Хорошо, жду вашего звонка. Надеюсь на положительный ответ.
На следующий день я занялся сбором своего «старого войска». Встретился со специалистами группы технической документации дистанции сигнализации и связи (руководитель Роберт Казаков) и получил их согласие.
Звоню в Витебск.
– Николай Лукич, здравствуйте! Мы готовы приступить к проектированию.
– Очень хорошо! Что требуется от нас?
– В субботу я планирую приехать в Витебск – посмотреть горку, провести изыскательские работы. Мне потребуется однониточный план путей, а также участие некоторых ваших специалистов.
– Все будет. Приезжайте.
В самом деле, Николай Лукич организовал все, что требовалось, и мне хватило одного дня, чтобы собрать всю необходимую для проектирования информацию. Я вернулся в Могилев, и мы сразу приступили к проектированию. Работали в выходные дни и по вечерам. В первую очередь нужно было подготовить однониточный и двухниточный планы путей и схему укладки кабелей, чтобы до наступления морозов витебчане могли по нашим черновикам установить светофоры и другое напольное оборудование, уложить кабели. Кроме того, нужно было срочно выдать чертежи пульта ЭЦ и спецификацию на оборудование и материалы для работы с заводами. С благодарностью вспоминаю специалистов группы техдокументации – Роберта Казакова, Анну Макаревич, Татьяну Савенко и многих других, чей профессионализм обеспечил своевременную выдачу качественной документации.
Параллельно по черновикам группа специалистов занималась в Могилеве монтажом устройств горочного поста и изготовлением жгутов для стрелочных приводов и светофоров. К утверждению проект электрической централизации горки был подготовлен своевременно, то есть до ввода устройств в эксплуатацию. Большую помощь при утверждении проекта нам оказал старший инженер группы анализа технической документации службы сигнализации и связи Павел Левчук. Утверждение прошло без замечаний. Далее все, что было сделано в Могилеве, – документация, устройства центрального поста, жгуты – было передано в Витебск.
Эксплуатация горки с использованием устройств электрической централизации началась в требуемые сроки».

Яндекс.Метрика