Соответствовать запросам времени
Пятый слет машинистов Белорусской железной дороги пройдет 22 – 23 ноября в Могилеве. Об истории проведения предыдущих форумов мы подробно рассказали в нашей газете. А сегодня об основных их результатах и новых задачах сообщил в интервью начальник службы локомотивного хозяйства Владимир Ожигин.
– Владимир Иванович, каким образом родилась идея проведения Первого слета машинистов? Какие изменения претерпел формат форума за этот период?
– Первый слет прошел в 2010 году на базе локомотивного депо Лида. Ранее представители локомотивных бригад выступали с предложениями о проведении мероприятия. Поэтому руководство нашей службы обратилось с этой инициативой к начальнику дороги (на тот момент магистраль возглавлял Анатолий Александрович Сивак), который поддержал идею.
При организации Первого слета мы учитывали опыт Российских железных дорог, где аналогичные форумы проходят раз в три года. Мы определили другой интервал – раз в два года: оперативно обсуждать и решать вопросы, которые волнуют машинистов.
С течением времени формат слета изменялся. Корректировалась программа. Однако каждый раз центральным событием были заседания рабочих тематических групп. Именно они становились площадками для живой дискуссии, обсуждения проблем и выработки предложений по их решению. Возможность прямого, без посредников, общения машинистов с руководством дороги – в этом и заключается основная задача форума.
– Каким вопросам на слетах уделялось наибольшее внимание?
– В центре внимания всегда обеспечение безопасности движения поездов. Также обсуждаются рациональное использование локомотивов и локомотивных бригад, эффективное взаимодействие с диспетчерским аппаратом дороги и смежными хозяйствами, эксплуатация нового подвижного состава, улучшение технического состояния тягового и моторвагонного подвижного состава, условий труда и медицинского сопровождения локомотивных бригад. Конечно же, немаловажными являются вопросы организации и оплаты труда, а также повышение мотивации труда локомотивных бригад.
Повестка дня соответствовала запросам времени. На одном из форумов мы много внимания уделили обеспечению локомотивных бригад удобной и надежной спецодеждой. Затем обсуждали новые подходы к организации производственного питания, медицинского обеспечения. За последние годы парк тягового и моторвагонного подвижного состава существенно обновился. Поэтому на слетах актуальны вопросы освоения этой техники, рациональной эксплуатации и качественного технического обслуживания и ремонта.
– Какие изменения произошли в локомотивном хозяйстве Белорусской железной дороги с 2010 года по настоящее время? Какое влияние на этот процесс оказали решения, принятые на слетах машинистов либо по их итогам?
– Конструктивные предложения участников слета были взяты на заметку и легли в основу многих важных решений. С момента проведения Первого слета машинистов было освоено производство тепловозов серии ТМЭ, приобретены электропоезда серии ЭП, дизель-поезда серии ДП, электровозы серии БКГ. Локомотивные бригады грузового движения переведены со сдельной оплаты труда на повременную. Созданы и утверждены единые пособия по устранению в пути следования неисправностей тягового и моторвагонного подвижного состава. Разработана и внедрена на Белорусской железной дороге электронная Книга замечаний машинистов на базе Автоматизированной системы контроля безопасности движения с использованием web-технологий. Внесены изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени, времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и обслуживанием пассажиров. Обеспечено круглосуточное горячее питание во всех домах отдыха локомотивных бригад. Решены и другие значимые вопросы, что, безусловно, положительно отразилось на уровне безопасности движения поездов, обеспечении охраны труда, улучшении условий работы локомотивных бригад.
Это вовсе не означает, что решение ключевых вопросов откладывалось до слетов. На самом деле важные меры оперативно принимались и локально, на уровне руководства локомотивных депо. Однако именно на форумах машинистов можно было посмотреть на актуальные проблемы более системно и влиять на совершенствование деятельности всей Белорусской железной дороги.
– Какие основные мероприятия запланированы в программе Пятого, юбилейного слета машинистов? Каким вопросам уделят наибольшее внимание?
– На два дня проведения Пятого слета машинистов Белорусской железной дороги запланирована насыщенная мероприятиями программа. Форум пройдет в формате, проверенном временем: с обсуждением в рабочих группах различных аспектов деятельности локомотивных бригад. Для повышения эффективности диалога будет организовано пять круглых столов.
Участники одного из них рассмотрят рациональное использование локомотивов и локомотивных бригад, эффективное взаимодействие с диспетчерским аппаратом дороги и смежными хозяйствами. Участники другого круглого стола сделают акцент на особенностях эксплуатации нового подвижного состава, улучшении технического состояния тягового и моторвагонного подвижного состава эксплуатируемого парка дороги. В центре внимания будут и вопросы обеспечения и повышения безопасности движения. Поговорят и о роли технических средств в обеспечении безопасности движения, об улучшении условий труда и медицинского сопровождения локомотивных бригад, обеспечении охраны труда в локомотивном хозяйстве, информатизации. Затронут во время дискуссии организацию и оплату труда, пути повышения мотивации труда локомотивных бригад, соблюдение трудовой дисциплины, подготовку и непрерывное профессиональное обучение кадров.
Торжественности и значимости предстоящему форуму придаст и еще одно важное событие: состоится церемония награждения лучших работников локомотивного хозяйства. Наиболее достойные машинисты-участники слета будут отмечены знаками «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км».
Руслан АНАНЬЕВ