Традиции плюс инновации

Старейшее учреждение среднего специального образования страны – Гомельский колледж – филиал Белорусского государственного университета транспорта отмечает юбилей. За 140 лет существования он дал путевку в жизнь более 40 тысячам работников железнодорожного транспорта. И сегодня остается одним из флагманов по подготовке кадров для железной дороги.

Руководитель технического творчества колледжа Николай Иосифович Моторин проводит занятие в одном из учебных классов

Решение об основании в Гомеле технического училища было принято в 70-е годы XIX века в связи со строительством Либаво-Роменской железной дороги для подготовки квалифицированных специалистов. В октябре 1878 года образовательное учреждение распахнуло двери для первых слушателей.
В нем начали готовить специалистов для служб пути и тракции (тяги). Обучение длилось три года. По окончании курса ученикам выдавали свидетельства и направляли на двухгодичную стажировку.
С 1900 года техникум готовил 30 – 35 путейцев, паровозников, телеграфистов ежегодно. В начале 30-х были организованы новые отделения: вагонного хозяйства, а также СЦБ и связи.
Героической страницей в биографии техникума стали годы Великой Отечественной войны. В июле 1941-го учебное оборудование и документация были эвакуированы в Саратов. А из преподавателей и учащихся был сформирован 2-й батальон полка народного ополчения. Его комиссаром стал директор техникума Николай Кунцевич. За проявленное мужество и героизм в бою за деревню Семеновка он посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. В его честь названа одна из улиц Гомеля. Имена преподавателей учебного заведения носят и другие улицы города – подпольщика Романа Тимофеенко и командира роты народного ополчения Адольфа Ланге.
На фронтах войны сражались многие выпускники и учащиеся техникума. Их фамилии навсегда внесены в летопись учреждения образования. По инициативе и под руководством мастера производственного обучения Владимира Пронина учащиеся создали экспозицию «…За други своя», посвященную героизму советского народа в годы войны.
Гомель был освобожден 26 ноября 1943 года, а уже в декабре в техникуме начались занятия. Город лежал в руинах, но учеба шла полным ходом. После занятий педагоги вместе с учащимися разбирали завалы и восстанавливали учебные помещения.
С каждым годом число желающих получить железнодорожные специальности росло. В связи с этим укреплялась и материально-техническая база. В 70-е – 80-е годы были построены два учебных корпуса, два общежития, столовая, всем необходимым оборудованы производственные мастерские, учебные кабинеты. Введена новая специальность «изотермический подвижной состав и холодильное хозяйство».
В 1999 году техникум вошел в структуру Белорусской железной дороги. В 2007-м был переименован в колледж, а в 2015 году присоединился к БелГУТу в связи с реорганизацией последнего и стал называться Гомельским колледжем – филиалом учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта».
Приоритеты развития колледжа зависят в значительной степени от потребности Белорусской железной дороги в высококвалифицированных кадрах, способных обслуживать и работать с передовыми технологиями и достижениями научно-технического прогресса, которые сегодня внедряются на объектах транспорта.

В гомельском отраслевом учреждении образования создана разветвленная, эффективная система подготовки кадров среднего звена и квалифицированных рабочих. Учеба здесь для сотен ребят становится прекрасной стартовой площадкой – как в профессиональном плане, так и в жизненном. Как отметил директор Гомельского колледжа – филиала БелГУТа Анатолий Шевель, на выпускников нынешнего учебного года (2018 – 2019 гг.) уже получено немало заявок от различных организаций страны. Налажены дружеские связи и заключены договоры о сотрудничестве с профильными учебными заведениями Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Великих Лук, Брянска, Саратова, Вологды, Тулы, Курска, Одессы, Астаны.
– Сегодня у нас обучаются 1048 учащихся на дневной и заочной формах, по семи специализациям среднего специального образования и одной – профессионально-технического, – рассказывает Анатолий Алексеевич. – В текущем году открыта специальность «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» на базе среднего специального образования. Особо отмечу, что все иногородние учащиеся обеспечены общежитием.
Изучать железнодорожную науку непросто, особенно – профильные предметы. Будущим помощникам машинистов, слесарям по ремонту подвижного состава, осмотрщикам-ремонтникам вагонов, дежурным по станции, электромонтерам контактной сети, билетным кассирам, приемосдатчикам груза и багажа, экономистам на помощь приходят инновационные технологии и формы обучения, направленные на совершенствование образовательного процесса. Учеба проводится в 38 кабинетах, 17 лабораториях и 7 учебных мастерских. Они оборудованы необходимыми приборами, компьютерами, интерактивными досками и мультимедийными установками. В распоряжении учащихся – вихретоковые дефектоскопы «Вектор», приборы «Тангенс», приборы «АИД», стенды НТЦ.

– Учебные классы оснащены тренажерными комплексами по изучению электровозов и тепловозов различных серий, работы дежурных по станции. Ребята на практике знакомятся с особенностями управления перевозками и подвижным составом, – подключается к разговору заместитель директора по учебной работе Елена Удодова. – За счет спонсорской помощи, а также средств инновационного фонда Министерства транспорта и коммуникаций и Белорусской железной дороги из депо магистрали на безвозмездной основе передаются в колледж узлы и детали подвижного состава, устройств СЦБ и связи, закупаются современные приборы и оборудование. И такой подход к организации учебного процесса дает хорошие результаты: с внедрением тренажерных комплексов качество подготовки специалистов значительно улучшилось.
В создание наглядных пособий неоценимый вклад вносят преподаватели. Среди них – руководитель технического творчества Николай Иосифович Моторин, который готовит кадры для железной дороги более 45 лет. Под его руководством учащиеся собрали электрические схемы всех имеющихся на дороге тепловозов, электровозов и моторвагонного подвижного состава. Был усовершенствован пульт управления тренажера тепловоза серии 2ТЭ10У, создан тренажер для изучения тепловоза 2М62 с пультом задания неисправностей, модернизирована высоковольтная камера электровоза ВЛ80с. А в прошлом году материальная база колледжа пополнилась тренажерным комплексом электропоезда ЭР9.
Подготовку кадров обеспечивают опытные педагоги, среди которых немало отмеченных государственными и отраслевыми наградами. Три преподавателя награждены знаком «Выдатнік адукацыі», один – знаком «Почетный железнодорожник», 14 – знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі».
Многие преподаватели колледжа в свое время окончили это учебное заведение, а сегодня сами передают знания молодому поколению.

Гомельский колледж – филиал БелГУТа по праву гордится своими выпускниками. Среди них – Герои Социалистического труда Елена Чухнюк и Владимир Окорков, старший советник генерального директора ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, первый проректор БелГУТа Юрий Самодум, директор ОАО «ГЛЗ «Центролит» Михаил Сайков, заслуженный мастер спорта, бронзовый призер XXII Олимпийских игр Николай Киров.

Активно в колледже проходит общественная жизнь. Большое внимание педагоги уделяют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, формированию здорового образа жизни. Первичная организация ОО «БРСМ» объединяет более 600 человек. А в профсоюзную деятельность вовлечены все педагоги и учащиеся колледжа.
В учреждении образования созданы хорошие условия для творческого развития молодежи. Коллективы художественной самодеятельности – неоднократные дипломанты и лауреаты различных районных и областных фестивалей и конкурсов. Гордость колледжа – театральная студия «Ветразь», которая носит звание народного театрального коллектива. Учащиеся колледжа принимают участие в профилактических и патриотических акциях, проводимых в городе и области. Сформирован волонтерский отряд «Мизерикордия» по оказанию помощи ветеранам войны и труда. А студотряд «Железнодорожник» является неоднократным победителем областного конкурса на лучший студенческий отряд, работающий в России.
Большое внимание в колледже уделяется привлечению учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Есть два спортивных зала, тренажерный, стрелковый тир, спортивная площадка и стадион. Работают 8 секций.
– 140 лет – это яркий рубеж. Нам есть чем и кем гордиться. Но в то же время есть к чему стремиться, – отмечает директор колледжа Анатолий Шевель. – Очередная страница летописи нашей истории перевернута. Впереди – новые возможности. Мы будем творить, учить и стремиться к новым достижениям.
Руководство Белорусской железной дороги поздравляет коллектив и учащихся колледжа со знаменательной датой – 140-летним юбилеем учебного заведения. Пусть на созидательном пути знаний вас ждут яркие открытия, а каждый день будет наполнен новыми свершениями.

Лидия СЕРГЕЕВА

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.




Яндекс.Метрика