Октябрь
Вт
20
2020

Своей дорогой, своим путем

Династия Мазюк объединяет четыре поколения железнодорожников, 16 представителей этой профессии, трудовой стаж которых на магистрали превышает 410 лет. Возможно, секрет в том, что в этой семье по наследству передается не только любовь к дороге, но еще и… мужское имя – Иосиф.

Родоначальник Иосиф Иосифович (первый справа) с семье (начало ХХ в.)

В переводе с арабского языка Иосиф означает «он приумножит». Говорят, что его владелец на протяжении жизни будет заниматься только одним делом. Династия Мазюк – наглядное тому подтверждение.
Ее родоначальником называют Иосифа Иосифовича. В Беларусь он приехал в середине ХIХ века для строительства участка Поречье – Гродно магистрали Санкт-Петербург – Варшава. Здесь мужчина получил не только хорошую работу, но и встретил любовь всей жизни. С супругой они воспитали двоих сыновей – Иосифа и Казимира, которые пошли по стопам отца и тоже стали железнодорожниками.

Иосиф Иосифович (младший) с супругой (1960 г.)…

«Дед всегда был шутником»

Иосиф Иосифович пришел на магистраль в 1916 году. В Гродненской дистанции пути трудился более 40 лет.
А начинал стрелочником на станции Поречье. Во время Великой Отечественной работал там сигналистом, а после – бригадиром пути. Удостоен нагрудного знака «Отличный путеец».
– Дед однажды рассказывал, как выправлял путь при помощи… свеклы, – вспоминает Иосиф Станиславович Мазюк. – Я был удивлен и спросил, как это возможно. Он объяснил, что забыл клин, которым поднимали рельсы, а недалеко росла свекла. Вот дед и использовал овощи в качестве инструмента. Вырезал клин нужной высоты и положил его на рельс. Правда или нет – сказать сложно, ведь наш дедушка всегда был шутником. А еще знал несколько языков – немецкий, литовский, польский. Но главное – он был хорошим отцом: вырастил восемь детей, шестеро из которых стали железнодорожниками.
Сыновья Иосифа Иосифовича Иван и Бронислав работали путевыми рабочими, а затем бригадирами пути на станции Поречье. Еще один его сын Станислав – отец моего собеседника – в 1944 году устроился в Гродненскую дистанцию пути, имел удостоверение работника прифронтовых формирований. Как и его братья, начинал путевым рабочим, после был обходчиком и дослужился до бригадира пути. В копилке наград Станислава Иосифовича – медаль «За трудовую доблесть», нагрудный знак «Отличный путеец», Почетная грамота Белорусской железной дороги.
Три дочери Иосифа Иосифовича также связали жизнь с магистралью. Они работали в Гродненской дистанции пути: Ядвига Мазюк (Шведко) – путевым рабочим (2 года), ее сестра Данута – дежурным по переезду (7 лет). Но дольше всех – 20 лет – на магистрали трудилась Янина Мазюк (Кисель). Женщина начинала путевым обходчиком, а затем стала монтером пути.

… и с семьей (в центре)

«Будешь путейцем»

Третье поколение династии тоже многочисленное. По стопам Ивана
Иосифовича пошли дочери Валентина и Людмила. На магистрали обе работали более 35 лет. Валентина Мазуркевич начинала оператором техконторы по станции Гродно. На заслуженный отдых уходила с должности агента по передаче грузов. Людмила Обуховская, как и сестра, сначала трудилась оператором техконторы по станции Гродно, а с 1988-го до 2016 года была оператором при дежурном по станции.
По стопам Бронислава Иосифовича пошел сын Валерий. С 1983-го по 1994 год он работал монтером пути в Вильнюсской дистанции пути. Затем перешел в Волковысскую, где трудится и по сей день бригадиром 16-го околотка. Сын Ядвиги Иосифовны – Тадеуш Шведко – тоже стал железнодорожником. В Волковысской дистанции пути он работает оператором дефектоскопной тележки почти 18 лет. А продолжателем династии и имени по линии Станислава Иосифовича стал сын Иосиф.

Братья Бронислав и Станислав Мазюк

– Когда был маленьким, очень любил ходить возле железнодорожных путей, смотреть на поезда, – вспоминает Иосиф Станиславович. – Наш дом находился в нескольких метрах от железной дороги. Родители волновались, напоминали о безопасности. Поэтому несколько раз получал от отца за такие прогулки. Но я не мог усидеть дома, особенно, когда на пути работала бригада. Хоть и не мог молоток поднять, но обязательно старался все повторить. Например, когда шел обходчик и стучал по болтам. Я за ним с палкой в руках и делал то же самое. Опытные рабочие говорили: «Будешь путейцем». Так и вышло.
К слову, на магистраль мой собеседник пришел не сразу. До службы в армии работал в Гродно фотографом. И только после увольнения в запас решил освоить работу путейца, да так и остался на Белорусской. Трудовую деятельность Иосиф Станиславович начал в Волковысской дистанции пути оператором дефектоскопной тележки. Затем был монтером и бригадиром пути. В 1988-м его перевели в Вильнюсскую дистанцию пути Прибалтийской железной дороги. До 1994 года трудился там дорожным мастером, а после начальником участка. Впоследствии вернулся в Волковысскую дистанцию пути на должность дорожного мастера. Сейчас возглавляет 16-й околоток. Был награжден знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі».
– Железная дорога – моя жизнь, – признается Иосиф Мазюк. – Кто приходит работать, тот остается навсегда. Но для того, чтобы по рельсам проехать, нужно сначала по шпалам пройти. Я и в детстве по ним ходил, и сейчас хожу. Вот только ты идешь домой – и путь за тобой идет домой. По-другому никак.

Иосиф Станиславович с сыном Андреем

Передается по наследству

Представитель молодого поколения династии Мазюк – сын Иосифа Станиславовича Андрей. К слову, работают они вместе на 16-м околотке Волковысской дистанции пути. Отец – дорожным мастером, сын – бригадиром. Андрею всегда нравилась железная дорога. Еще школьником он прибегал на околоток и говорил: «Нужно шпалы посчитать!». А Иосиф Станиславович усмехался и отвечал: «Значит, будешь путейцем».
В локомотивном депо Лида слесарем по ремонту подвижного состава трудится племянник моего собеседника – сын Валерия Брониславовича – Александр Мазюк. Железнодорожные профессии выбрали и сыновья Людмилы Ивановны – Олег и Андрей. Олег Обуховский трудится монтером пути на 16-м околотке в Волковысской дистанции пути. Андрей Обуховский больше 15 лет работает машинистом тепловоза в локомотивном депо Волковыск.
– Мне кажется, то, что наша семья железнодорожная, заложено в генах и передается по наследству, – с улыбкой произносит Иосиф Станиславович. – Младшие набираются опыта у старших и передают его своим детям. Всей семьей удается собраться в праздники. Как и раньше, много разговариваем и, конечно, в основном о железной дороге. Это вечная тема. Старшее поколение вспоминает свою молодость. Помню, в детстве они нам рассказывали, как меняли шпалы. Еще мы всегда шутим и поем песни.
Кто-то из них любит путешествовать, кто-то фотографировать, другие ездят на рыбалку, а третьи – ходят за грибами. У каждого из представителей династии Мазюк есть свое увлечение, но неизменным и объединяющим для всех остается семья и любимое дело.
– На день рождения дочь Катя сделала мне самый лучший подарок на свете, – интригует Иосиф Станиславович, вырастивший дочерей Екатерину и Елену. – Родила внука! Назвали мальчика Романом. Это моя отрада. Когда увидел малыша, произнес: «Будущий путеец». Может быть, тоже напророчил…

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика