Январь
Вт
21
2025

Жизнь под стук колес

Ветеран Белорусской магистрали, почетный железнодорожник Степан Кулеш отметит на этой неделе 70-летний юбилей.

…Все тише становится стук колес. Еще несколько секунд – и последний вагон скроется из вида немногочисленных пассажиров, стоящих на платформе. Среди них – и маленький мальчик. Впервые увидев паровоз, он точно решил, что хочет связать жизнь с магистралью. Этим пареньком был Степан Кулеш. Родом он из деревни Мисевичи Вороновского района Гродненской области, которая находилась далеко от железной дороги. Поэтому Степан Иосифович до сих пор помнит, как впервые оказался с родителями на станции Лида и увидел паровоз…
– После окончания восьмилетки решил, что буду поступать в даугавпилсский отраслевой техникум, – вспоминает Степан Кулеш. – Выбрал специальность «строительство и эксплуатация железных дорог, путь и путевое хозяйство». Аналогичную там же осваивал мой двоюродный брат. Он и посоветовал подать документы в техникум. Я поехал вместе с двумя одноклассниками, но удача улыбнулась лишь мне.
После окончания учебного заведения в январе 1968 года Степана Иосифовича направили на Октябрьскую железную дорогу. Два года он работал сначала бригадиром пути, а после дорожным мастером в Осташковской дистанции пути. Затем – два года службы в железнодорожных войсках и участие в строительстве магистрали Тюмень – Сургут – Нижневартовск – Уренгой. После увольнения в запас вернулся в Беларусь. С 1972 года работал бригадиром, а затем дорожным мастером на 9-м околотке в Барановичской дистанции пути. В сентябре 1974-го переехал в Лиду. Начинал начальником участка местной дистанции пути, был главным инженером, а с 2003 года возглавил дистанцию. В этой должности Степан Кулеш работал 10 лет. В общей сложности этому предприятию железнодорожник отдал 40 лет.
– Самое главное, чему я научился за годы работы на дороге, – жизни, – признается Степан Иосифович. – Понял, что она не всегда ровная. Бывают и взлеты, и падения, случается как хорошее, так и плохое. Но моя основная задача, как специалиста, – обеспечить безопасность движения поездов. И обязательно дисциплина.
Я учил молодежь тому, что нужно неукоснительно соблюдать технику безопасности и требования охраны труда. В людях всегда ценил трудолюбие и честность.
Ветеран не только учил коллег, в том числе молодых специалистов, но и учился сам. В 1991-м заочно окончил БИИЖТ, получив специальность инженера-строителя. Новые знания применял на практике. Степан Иосифович стал инициатором переоснащения всех бытовых помещений на предприятии. В результате были обустроены душевые, комнаты приема пищи и отдыха, модернизирована система отопления. Как отмечает юбиляр, создание хороших условий для работников у руководителя всегда должно стоять на первом месте. Железнодорожник с уважением и большой благодарностью вспоминает тех, кто помогал ему в становлении. Это бывший начальник Барановичской дистанции пути Михаил Григорук, начальники службы пути Евстафий Гришукевич и Валерий Рогачев, ревизор Сергей Гуз, главный инженер Барановичского отделения Петр Тур, начальники Лидской дистанции пути Григорий Плахотнюк и Сергей Кузнецов, заместитель начальника Петр Радюк.
В 2004 году Степан Кулеш был удостоен знака «Почетный железнодорожник». С 2015-го ветеран на заслуженном отдыхе.
– В Лидской дистанции пути прошла большая часть моей жизни, – рассуждает Степан Иосифович и выражает признательность и благодарность всем бывшим коллегам. – Железная дорога мне часто снится. И работа тоже. Да и сейчас жизнь идет под стук колес: дом находится недалеко от путей.
В дистанции бываю не менее раза в месяц, всегда с большим удовольствием общаюсь с теми, с кем вместе много лет работал. О том, что там происходит, знаю не понаслышке.
Сегодня в Лидской дистанции пути техником работает его сын Игорь. Супруга Степана Иосифовича Елена уже привыкла к постоянным разговорам мужа и сына о магистрали. Сама она работала учителем начальных классов, сейчас вместе с супругом на пенсии. Все свободное время проводят в саду или огороде. Любят читать. К слову, вот уже 40 лет Степан Иосифович является преданным читателем отраслевой газеты «Железнодорожник Белоруссии». Но самое главное увлечение моего собеседника – тихая охота. Вспоминает, что однажды собрал более 350 боровиков. По дому работы тоже хватает. Так что скучать не приходится.
– Считаю, что к жизни всегда нужно относиться с позитивом, никогда не сдаваться, – подводит черту под разговором юбиляр. – Трудности временны, не стоит их бояться. А если сильно чего-то захотеть, все обязательно получится. Я это точно знаю.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика