Обретут вторую жизнь
Тепловоз, паровоз и уникальный пассажирский вагон 1895 года постройки реставрируют для музея железнодорожной техники Белорусской магистрали предприятия Брестского отделения.
В следующем году посетители смогут увидеть эти обновленные экспонаты. Они станут своеобразным подарком – в 2019 году город отметит 1000-летие. К юбилею также будет расширена и обновлена экспозиция внутри выставочного павильона.
Сейчас специалисты предприятия «Брестгрузтранслогистик» обновляют тепловоз ТЭМ2, который был выпущен в 1974 году. Это мощный маневровый односекционный локомотив с электрической передачей. Наряду с чехословацким ЧМЭ3 считался самым распространенным маневровым тепловозом, который использовался на территории бывшего СССР. Такие машины активно эксплуатировались и на Белорусской магистрали.
Местное локомотивное депо приступило к реставрации еще одного раритета – паровоза серии СО-17 (Серго Орджоникидзе). Сегодня это единственная из сохранившихся в Беларуси машин данной серии. Его вес в рабочем состоянии – 96,5 тонны, а средняя нагрузка от движущей колесной пары на рельсы – около 17,5 тонны. Последнее значение и закрепилось в аббревиатуре – «СО-17».
В этом году паровозу-ветерану исполнилось 70 лет. Он был выпущен на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. Во время Великой Отечественной такие локомотивы работали в колоннах особого резерва НКПС и обслуживали прифронтовые железные дороги. Они имели большую мощность (1800 л. с.) и были способны развивать скорость до 70 км/ч. На Белорусской магистрали такие машины использовались в основном в грузовом движении на участке Могилев – Унеча.
Обновлением пассажирского купейного вагона 1895 года, ранее эксплуатировавшегося на Рязано-Уральской железной дороге, заняты специалисты Брестской дистанции гражданских сооружений. В музее магистрали его особенно ждут: этот вагон – самый старый экспонат представленной коллекции. К тому же на Белорусской магистрали он сохранился в единственном экземпляре (еще один находится в Санкт-Петербурге).
Как рассказали в музее Белорусской железной дороги, технический паспорт этого вагона не сохранился (в отличие от локомотивов), поэтому его судьба после выпуска неизвестна. Некоторое время он был приписан к ОПМС-115, где использовался для проживания железнодорожников. Оттуда его и передали в Брест. Во время Великой Отечественной такие купейные вагоны с деревянной наружной обшивкой включались в состав пассажирских поездов дальнего следования. В 1946 году им на смену пришли цельнометаллические, которые постепенно стали вытеснять из эксплуатации своих деревянных предшественников.
Юрий ФЕДОРЕНКО