Январь
Вт
21
2025

Гудок из прошлого

Последовательное обновление парка подвижного состава выводит деятельность Белорусской железной дороги на качественно новый уровень. А паровозы, тепловозы и другие раритеты, отслужившие верой и правдой не одно десятилетие, продолжают оставаться в центре внимания как живые свидетели истории, становясь важными экспонатами музейных экспозиций.

Паровоз серии ЭУ

К истории – с уважением

В музее железнодорожной техники, открывшемся в Бресте после реконструкции летом нынешнего года, представлено более 50 экспонатов, в том числе паровозы довоенного, военного и послевоенного поколений, тепловозы, вагоны, снегоуборочная техника. Их можно увидеть на площадке под открытым небом.
– Среди самых раритетных экспонатов – грузовые паровозы серии ЭУ, которые выпущены в 1929 году, то есть почти 90 лет назад, – рассказывает заведующий музеем Юрий Заяц. – Они были собраны на Брянском паровозостроительном заводе.
Их железнодорожники уважительно называли «эхом», а порой по-доброму с юмором «эшаком». И действительно паровоз был надежной рабочей «лошадкой». Эти машины активно эксплуатировали в мирное время. Они помогали ковать победу и в Великой Отечественной войне, работали в прифронтовой зоне и на других участках магистрали.
Повышенный интерес у посетителей музея вызывает паровоз серии ЭР 771-14, построенный в 1950 году. Он представлен в натуральную величину в разрезе. Благодаря этому любой желающий может в мельчайших деталях рассмотреть все узлы этой мощной машины, объединенные силой инженерной мысли в слаженную систему, приводящую металлического исполина в движение. Паровозы серии Э выпускались с 1912-го по 1957 год включительно. Все это время базовый проект последовательно улучшался в виде конструктивных разновидностей (подтипов) и подсерий: ЭУ, ЭМ, ЭР.
В музее немало и других интересных раритетов. Для одних это экспонаты из далекого прошлого, для других – живое напоминание о годах работы на Белорусской. Таким образом железнодорожная техника становится связующей нитью в истории и традициях магистрали.

Паровоз серии ЭР

Хорошим дополнением натурной экспозиции, размещенной под открытым небом, стал выставочный павильон, который открыли в нынешнем году в канун Дня железнодорожника. В новом зале на площади 130 квадратных метров представлены исторические и тематические разделы. Здесь можно увидеть, например, стилизованные макеты вокзалов областных центров Беларуси, а также познакомиться с хронологией развития стальной магистрали нашей страны. Безусловно, привлекают внимание два поезда-витрины, расположенные под стилизованным перроном с навесом. В них размещены макеты участков железных дорог мира, по которым курсирует мини-состав, а также Московско-Брестской железной дороги с типовыми железнодорожными сооружениями образца 1872 года.

Бронепоезд с паровозом серии ЭМ 1933 года постройки, размещенный на территории историко-культурного комплекса «Линия Сталина»

Увидеть и восхититься

Есть на что посмотреть и в музее в Барановичах. Среди множества его экспонатов особой популярностью у посетителей пользуются паровозы. Здесь они представлены сериями ЭМ, ЭР, ЭУ, ТЭ, Л и даже 9ПМ – маневровый танк-паровоз, который выпускался в СССР с 1935-го по 1957 год.
– Многие задерживаются и у входа в отдел техники, – отмечают в музее. – Там на постаменте возвышается макет паровоза серии В в половину его натуральной величины. Именно такой проследовал с первым поездом из Смоленска через Оршу, Минск, Барановичи до Бреста 28 ноября 1871 года.
В барановичском музее продолжают пополнять экспозицию. Например, посетители могут в мельчайших деталях рассмотреть маневровый локомотив ЧМЭ3, который ранее эксплуатировался в местном локомотивном депо.
В экспозиции под открытым небом можно изучить и другую памятную технику. Например, в парке тепловозов представлены ТЭ3, М62, ТЭП60, ТГК2, ТГМ1. Все они хорошо знакомы многим ветеранам-железнодорожникам.
А для их молодых коллег и тех, кто еще только мечтает о профессии машиниста, такие локомотивы, как и трудяги-паровозы, – важное напоминание о прошлом, словно невидимая нить, которая объединяет эпохи и поколения. Точно так же и сама железная дорога, которая сокращает расстояния и сближает людей.

С высоким мастерством

Бережно сохраняют память о прошлом и на базе запаса локомотивного депо Кричев. Там размещены более десяти паровозов разных серий, в том числе Л, ЭМ, ЭР.
– Наши работники регулярно красят паровозы для сохранения их внешнего вида, – отмечают в депо. – Вместе с этим при необходимости ремонтируем, восстанавливаем некоторые узлы и агрегаты, продлеваем технике жизнь.
Яркий пример их мастерства – паровоз серии ЭМ 1933 года постройки. Он занял центральное место в экспозиции, открывшейся в начале августа нынешнего года в историко-культурном комплексе «Линия Сталина». Она посвящена трудовому и ратному подвигу всех поколений воинов и тружеников железнодорожного транспорта. Важную роль в реставрации этого паровоза сыграли специалисты локомотивного депо Кричев. В итоге общими усилиями воссоздан бронепоезд времен Великой Отечественной, состоящий из паровоза, двух броневагонов и боевой платформы с зенитной пушкой. Эту технику уже испробовали в деле – задействовали в исторической реконструкции боевых действий июля 1941 года вблизи станции Советская.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика