«Красивая, душевная, уютная…»
Так о Буда-Кошелевской земле говорит дорожный мастер Жлобинской дистанции пути, потомственный железнодорожник Михаил Кортелев и добавляет: «Все, что у меня было и есть, связано с этими местами: родословная, первая и единственная любовь, победы и разочарования, первые шаги в профессии…».
От прадедов испокон веков
– Моя малая родина – деревня Потаповка. Ее название – как ласковая песня, которую в детстве мне пела мама, – рассказывает собеседник. – Эта земля, где жили и работали несколько поколений моих предков, в том числе дед Юрий Андреевич, отец Василий Юрьевич. И хоть более 20 лет назад я переехал в райцентр, часто бываю в деревне. Там живут близкие и дорогие мне люди: друзья, родственники. Для меня Потаповка – больше, чем просто точка на карте: это источник жизненных сил, где я отдыхаю душой и сердцем.
Таким особым объектом для моего собеседника являются дубы-великаны, растущие всего в полукилометре от деревни. Железнодорожник признается, что каждый раз по дороге на малую родину заезжает «поздороваться» с лесными долгожителями.
– Каждый регион Беларуси имеет особенности. В Буда-Кошелевском районе преобладают дубравы – настоящее зеленое золото Гомельщины, – поясняет Михаил Кортелев. – Два дуба, в кроне которых в детстве часто прятался, играя с друзьями, являются памятниками природы республиканского значения и входят в государственный перечень вековых и редких пород деревьев. Каждый из них высотой более 40 метров, в диаметре – свыше 2 метров. Их возраст перешагнул отметку в 300 лет. А какие вокруг грибные места!
Неизменной традицией четы Кортелевых стали и посещения народных гуляний по случаю празднования дня Потаповки. Михаил Васильевич и его супруга одними из первых побывали в открывшейся в местечке в прошлом году музейной комнате.
– Земля моих предков имеет не только интересную и богатую историю, но и крепкие культурные традиции. Местные жители сберегли технику уникальных ремесел, обрядовых праздников. В музейной комнате проводят мастер-классы по лозоплетению, ткачеству, резьбе по дереву, вышиванию, плетению и росписи, – с гордостью отмечает железнодорожник. – Ее создание – прекрасная возможность передать молодежи огромное историко-культурное наследие. Это помогает ориентироваться в настоящем, определиться с будущим, осознать преемственность поколений и свою историческую идентичность.
Междуречье Днепра и Сожа
В Буда-Кошелевском районе нет особых достопримечательностей и памятников архитектуры. Однако край обладает индивидуальностью, неповторимостью. Большой интерес представляют раскопки городища железного века на территории городского поселка Уваровичи. Уникален и клад из семи древнерусских ошейных гривен, найденный вблизи поселка Козий Рог.
В связи с тем, что на территории нынешнего Буда-Кошелевского района долго не было городов, сведения о населенных пунктах этого края появляются в письменных источниках лишь в середине XV века. В 1452 году впервые упоминается населенный пункт района, который существует и сегодня. Великий князь Литовский Свидригайло Ольгердович подарил боярину Андрею Саковичу село Гомельской волости Дуровичи (сейчас Дуравичи).
Буда-Кошелевский район всегда был лесным. Когда-то от Днепра и Сожа тянулись огромные зеленые массивы, край утопал в непролазных чащах. Лес активно сплавляли по рекам, на юг шли бесконечные караваны плотов. В 1910 году образцы древесины Буда-Кошелевщины были представлены на Всемирной промышленной выставке в Париже. Именно на местах лесозаготовок в XVII – XVIII веках возникали новые поселения. Этому виду промышленности обязан своим появлением и нынешний райцентр (в 1824-м местечко Буда).
Благодаря открытию в 1873 году железнодорожной ветви Гомель – Жлобин Либаво-Роменской железной дороги и станции населенный пункт обрел второе дыхание и получил стимул для развития. Об этом свидетельствует и изображение на гербе города колокола. Этот неотъемлемый станционный атрибут в XIX веке определял весь уклад жизни провинции: его звон извещал о прибытии и отправлении поездов, по нему сверяли время.
Стальная магистраль сыграла ключевую роль и в жизни династии Кортелевых: многие ее представители работали на станции Буда-Кошелевская, расположенной в 7 км от деревни Потаповка.
– Дед до войны был телеграфистом, – вспоминает железнодорожник. –
В 1944 году по ранению его комиссовали в Гомель, где более четверти века он работал бригадиром в резерве тормозных кондукторов. На этом предприятии начинал трудовую биографию и мой отец. После окончания Барановичской дортехшколы, а затем оршанского техникума в 1972 году он стал дежурным по местной станции. Династию продолжил и я. Получив в БИИЖТе специальность «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», с 1997 года обслуживаю станционную путевую инфраструктуру.
![](http://xpress.by/wp-content/uploads/2018/11/кортелев-1.jpg)
С этим удивительным краем связаны судьбы и многих железнодорожников. К примеру, Михаила Куцанова – в прошлом начальника вокзала станции Гомель и руководителя райпрофсожа Гомельского отделения. Из Буда-Кошелево родом и начальник службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Александр Невмержицкий.
– О карьере железнодорожника я задумался только после выпускных экзаменов, – признается собеседник. – По совету мамы поступил в БИИЖТ. Она тоже окончила этот отраслевой вуз. Только училась на факультете промышленного и гражданского строительства, а я выбрал управление процессами перевозок.
К слову, среднюю школу № 2 Александр Михайлович окончил с золотой медалью, неоднократно становился победителем предметных олимпиад. С теплотой говорит об учителях, помнит имя и отчество каждого. Особую благодарность адресует классному руководителю, преподавателю белорусского языка и литературы Нине Суканьковой – за ее мудрость и чуткое отношение к детям, а также умение привить любовь к истории родного края и страны.
С Буда-Кошелево у Александра Михайловича связано немало ярких воспоминаний. Еще в школе встретил единственную и любимую – с супругой Натальей больше четверти века они идут по жизни рука об руку. В райцентре родился и их первенец Владислав. К слову, юноша тоже мечтает работать на железной дороге, а пока пополняет багаж теоретических знаний на третьем курсе факультета управления процессами перевозок БелГУТа.
– К сожалению, на малой родине бываю не так часто, – отмечает собеседник. – Каждый раз, когда приезжаю в райцентр и захожу в отчий дом, меня охватывает ностальгия. Город не большой, но уютный, постепенно развивается и хорошеет. Сильно преобразился к областным «Дажынкам-2014». Хорошим подарком для жителей стало открытие весной нынешнего года местного краеведческого музея.
Бережно хранят историю
Все экспонаты, размещенные в двух его залах, переданы сюда на хранение жителями района. Отдельная экспозиция посвящена событиям Великой Отечественной войны. С немецко-фашистскими захватчиками сражались свыше 11 тыс. уроженцев этих мест, среди них полный кавалер ордена Славы Александр Андриенко, командир диверсионного взвода, Герой Советского Союза Эдуард Лавринович. 125 воздушных боев и 30 таранов вражеских самолетов провел дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Павел Головачев.
Во время войны гитлеровцы сожгли несколько деревень, разграбили 78 колхозов. Была уничтожена и деревня Потаповка, но после освобождения края ее отстроили заново.
В 1962 году на базе трех районов – Буда-Кошелевского, Уваровичского и Чечерского – был образован Буда-Кошелевский. Через три года от него отделился Чечерск и большинство его сельсоветов. В 1976-м городской поселок Буда-Кошелево получил статус города.
Многие планы по развитию района перечеркнула чернобыльская трагедия, в результате которой подверглись отселению жители 22 деревень, почти 10 тыс.гектаров сельхозугодий выведены из оборота, заражены сотни квадратных километров лесных угодий. Но это не остановило развитие края. И сегодня он один из крупнейших в Гомельской области производителей сельскохозяйственной продукции. Здесь бьют рекорды по сбору зерна, хорошо развита мясоперерабатывающая отрасль. На хорошем счету и лесное хозяйство: ежемесячно местный лесхоз отправляет со станции Буда-Кошелевская порядка 70 вагонов. С октября прочные торговые отношения по поставкам щепы налажены с предприятиями Польши.
Материал
подготовила Лидия СЕРГЕЕВА