По критериям комфорта

35 лет назад поезд Гродно – Москва получил название «Неман».

Состав из Гродно в столицу тогда еще Советского Союза впервые отправился в 1965 году. Но лишь спустя 18 лет, в 1983-м, он стал «Неманом». С тех пор название красивой реки ассоциируется с одним из самых популярных международных железнодорожных маршрутов.
Сегодня поезд курсирует ежедневно. Вагоны оборудованы современными системами вентиляции, кондиционирования, освещения, обогрева, пожаротушения, оснащены аудиовидеоаппаратурой, электронными табло, холодильниками, микроволновыми печами и другой техникой. Штабной также снабжен системой радиооповещения и специальными подъемниками для проезда людей с ограниченными возможностями. Для таких пассажиров в этом же вагоне предусмотрено и специальное купе. Интерьер поезда разработан с учетом современных требований дизайна.
Фирменным состав стал в 2001 году. Определяет это понятие не только техническая составляющая (вагоны, оборудование, системы безопасности и жизнеобеспечения, а также многое другое), но и коллектив. «Неман» обслуживают пять бригад, в каждой по 12 человек. Это железнодорожники, которые более двух лет трудятся на магистрали и имеют шестой разряд – таковы основные требования для отбора «неманцев».
– Когда приезжаем в Москву, нередко пассажиры спрашивают, откуда такое название. И мы с гордостью рассказываем про Беларусь и одноименную реку, – говорит начальник фирменного поезда Светлана Старовойтова. – Этот поезд, как и железная дорога, а также наш Барановичской вагонный участок – моя жизнь. Не представляю себя в другой профессии.
В этой должности Светлана Михайловна уже пять лет, а на фирменном составе работает 15. Для девушки, которая до этого трудилась проводником на поездах межрегиональных линий, поезд Гродно – Москва был особенным. Она вспоминает, что необычным казалось все: от фирменных занавесок до названия состава.
Должен быть безупречен и внешний вид проводников. Необходимо показать себя с лучшей стороны, заслужить право ездить на фирменном составе. Высокая квалификация подтверждается во время экзамена, который железнодорожники сдают раз в два года. Светлана Старовойтова сегодня с улыбкой вспоминает первые рейсы. Ведь с ними связано много памятных историй.
– Когда проводник заходит в купе, обязательно должен еще раз поздороваться с пассажирами, проверить проездные документы и подтвердить у них станцию прибытия, – рассказывает Светлана Михайловна. – И вот однажды я наблюдала такую ситуацию: заходит проводник в купе, где едут три женщины и мужчина. Проверяет билет первой пассажирки и спрашивает: «Лида?». Получив утвердительный ответ, просит следующую девушку предъявить документ. «Лида?», – снова интересуется. Третья пассажирка тоже направлялась в этот город. А когда очередь дошла до мужчины, он протянул билет и с улыбкой сказал: «А я – Александр». Известные люди тоже нередко путешествуют «Неманом». Однажды в моем вагоне ехала Кристина Орбакайте. И так совпало, что в мой день рождения. Певица пообщалась со всеми желающими, раздала автографы. А по прибытии в Москву поблагодарила за приятную поездку. Среди любимых медийных пассажиров – Лолита и коллектив Надежды Бабкиной. Постоянными пассажирами были Ядвига Поплавская и Александр Тиханович. Они знали нас по именам и всегда здоровались, когда видели на перроне.

С каждым годом «Неман» преображается. В первую очередь – дизайн и оформление поезда. Недавно изменилась цветовая гамма в оформлении: вместо прежнего красного теперь корпоративный цвет дороги – синий. В вагонах появились новые картины и занавески, изменения коснулись даже салфеток. В скором времени у работников фирменного состава появится и новая форма – другого цвета и кроя. Совершенствуется также техника. Раньше «Неман» состоял из немецких и российских вагонов. Сейчас используются вагоны белорусской сборки, в которых количество купе увеличилось. К слову, их проводники называются трансформерами – из-за откидных спинок, которые становятся кроватью-постелью.
Неизменным в «Немане», пожалуй, остается одно – профессионализм поездных бригад. Проводниками пассажирского вагона много лет работают Ольга Мистюкевич, Татьяна Коваленя, Валентина Нестер. К слову, Валентина Леонидовна (на фото слева) дважды становилась «Лучшей по профессии» в дорожном конкурсе. Среди профессионалов высокого класса и проводники – Светлана Якубелович, Ольга Симонова, Жанна Андрушко, Чеслава Скорб, Владимир Минчук, Владимир Мазур, Елена Линько, Марина Забельская, Рита Лукашевич, Сергей Филипчик, Владимир Мартынов, Елена Кацуба, Татьяна Карпович, Татьяна Темирова, Светлана Граховская, Виталий Обуховский, Виталий Кисель, Петр Тросько, Татьяна Шостко, Ирина Юревич. Примером для них являются начальники поезда – Игорь Немеро, Наталья Цыкман, Евгений Павленя и Виктор Гальченко. У старших коллег учится молодежь: проводники Алеся Чижова, Маргарита Гончарук, Юлия Филянкина, Татьяна Казникова, супруги Полина и Руслан Трон. Есть представительницы железнодорожной династии – сестры Людмила Лысевич и Елена Баран.
…Поезда, как и люди, имеют свою биографию. Хочется верить, что впереди у «Немана» – еще много ярких и незабываемых страниц.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика