За верность делу и традициям
Одним из центральных событий Пятого слета машинистов, который прошел в Могилеве, стало чествование лучших работников локомотивного хозяйства и его ветеранов.
За безупречное выполнение должностных обязанностей, экономное расходование топливно-энергетических ресурсов и обеспечение безаварийной работы более 50 железнодорожников были отмечены нагрудными знаками «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км».
– Чтобы проехать полмиллиона километров, необходимо работать не менее 12 лет, – отметил получивший награду машинист тепловоза локомотивного депо Могилев Анатолий Игнатенко. – И важно не просто преодолеть расстояние, доставить по назначению пассажиров или грузы, а сделать это безопасно и своевременно. Такая кропотливая работа требует профессионализма, предельной внимательности и готовности оперативно решать любые нестандартные задачи.
Глубокую признательность за пристальное внимание к вопросам развития локомотивного хозяйства, за эффективность принимаемых мер выразил руководству дороги председатель профсоюзной организации локомотивного депо Минск Виктор Ковецкий, которому посчастливилось принять участие во всех слетах машинистов – с первого по пятый. В благодарность за проводимую работу он торжественно вручил Владимиру Морозову нагрудный знак «Машинист локомотивного депо Минск». Этот почетный символ был учрежден в 2016 году по инициативе профкома данного предприятия для повышения престижа профессии. Таким знаком награждают лучших машинистов, а также лиц, оказывающих активное содействие в решении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью машинистов.
На форуме воздали должное и ветеранам. Они находятся на заслуженном отдыхе, но остаются надежными помощниками в решении производственных и социальных задач, примером высокого профессионализма и преданности делу. Ценными подарками – часами от начальника дороги – награждены ветераны труда, которые в разные годы руководили локомотивными депо магистрали. Таким образом их поблагодарили за многолетний добросовестный труд, значительный вклад в ее развитие и укрепление кадрового потенциала, а также за активное участие в общественной и производственной жизни трудовых коллективов.
– Мне очень приятно, что на Белорусской железной дороге помнят о ветеранах, бережно сохраняют и передают молодежи традиции, – поделился впечатлениями Иван Козявский, который 34 года трудился начальником локомотивного депо Кричев. – Яркий пример такого внимания и заботы – паровоз, который на время проведения слета доставили в Могилев специалисты моего родного депо. Паровозы – техника с особой философией, характером. Знаю об этом не понаслышке: мне довелось поработать помощником машиниста паровоза. Паровозы-труженики вынесли все тяготы Великой Отечественной, были задействованы в послевоенном восстановлении страны и верно служили на Белорусской магистрали до середины 80-х. Паровоз, который разместился на путях станции Могилев, подарил много впечатлений участникам Пятого слета, а также жителям и гостям города на Днепре.
Руслан АНАНЬЕВ
Конструктивный диалог
Более 100 актуальных вопросов обсудили участники круглых столов в рамках Пятого, юбилейного слета машинистов. Этот форум станет стимулом для дальнейшего поступательного развития Белорусской железной дороги.
На мероприятии, вписавшем новые страницы в историю магистрали, собрались машинисты и машинисты-инструкторы из всех 17 локомотивных депо, другие специалисты, связанные с деятельностью локомотивных бригад. В форуме приняли участие представители профсоюзов, руководство депо, служб Управления, гости из России, Украины, Латвии и Литвы.
В 2017 – 2018 годах наблюдается повышенный спрос на услуги Белорусской магистрали. За 10 месяцев нынешнего года железнодорожники перевезли более 130 млн. тонн грузов и 68 млн. пассажиров. На 9% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го увеличен объем грузоперевозок, на 2% возросла перевозка грузов на экспорт, темп роста транзита составил 124%. В текущем году объем перевозок грузов прогнозируется на уровне 154,8 млн. тонн, или 105,8% к уровню прошлого года, погрузка – 89,6 млн. тонн, или 102,4%.
Эффект обновления
За восемь лет, прошедших со времени проведения в Лиде Первого слета машинистов, удалось реализовать ряд важных инвестиционных проектов.
Вложения в обновление подвижного состава позволили приобрести 12 пассажирских тепловозов серии ТЭП70БС, 18 электропоездов серии ЭП, 13 дизель-поездов серии ДП, 30 электровозов серии БКГ. Была модернизирована 161 секция грузовых и маневровых локомотивов серий 2ТЭ10, 2М62 и ЧМЭ, изготовлено 20 маневровых тепловозов серии ТМЭ3. Кроме того, приобретено более 10 тыс. грузовых вагонов и более 100 пассажирских. На эти цели было направлено около
1,5 млрд. рублей.
К 2020 году планируется закупить еще 10 современных электропоездов серии ЭП, 6 дизель-поездов серии ДП, свыше 50 пассажирских вагонов и не менее 2,5 тыс. грузовых.
Благодаря активной инвестиционной политике на дороге расширяется полигон электрификации. За минувшие восемь лет протяженность электрифицированных участков увеличилась на 277 километров и сегодня составляет 1228 километров, или 22,5 % от общей протяженности железнодорожных линий. Были электрифицированы участки Гомель – Жлобин – Осиповичи, Молодечно – Гудогай – госграница, завершающий участок железнодорожного обхода Минска на перегоне Колодищи – Шабаны.
В мае текущего года начаты работы по электрификации участка Жлобин – Калинковичи протяженностью 141 км. Их планируется завершить к ноябрю 2020-го. В итоге доля электрифицированных участков дороги увеличится до 25%. А на перспективу, к 2030 году планируется полностью электрифицировать основные грузонапряженные участки, чтобы максимально использовать электровозную тягу для повышения экономической эффективности перевозок грузов и пассажиров. Рассматривается возможность реализации соответствующих проектов на участках Барановичи – Лунинец – Ситница – Калинковичи и Жлобин – Могилев – Орша – Витебск.
Инвестиции в развитие
Еще одним примером масштабной модернизации инфраструктуры можно назвать ввод в эксплуатацию устройств микропроцессорной централизации в Жлобинском узле. Данный проект за последние годы стал одним из самых значимых на Белорусской железной дороге и уникальным для всего «пространства 1520». Во время переключения на МПЦ станции Жлобин (на ней – 250 светофоров, свыше 180 стрелочных переводов) движение поездов не останавливалось ни на минуту. Ценный опыт будет востребован в дальнейшем. Специалисты приступили к работам на участке Жлобин – Калинковичи – Словечно, в том числе и в Калинковичском железнодорожном узле, где функционируют свыше 160 стрелочных переводов. Еще более впечатляющий проект – внедрение микропроцессорной централизации в Гомельском узле (около 400 стрелочных переводов).
Немало сделано и в хозяйстве пути: за восемь лет различными видами ремонта охвачено более 4 тыс. километров и 200 искусственных сооружений, уложено порядка 2,5 тыс. новых стрелочных переводов. Ежегодно затраты на эти цели достигают 35 – 40% общей программы ремонта в целом по дороге. Всего за данный период на модернизацию путевой инфраструктуры был направлен почти 1 млрд. рублей. До 2020-го различными видами ремонта планируется оздоровить еще более 800 километров пути, 60 искусственных сооружений и уложить порядка 500 комплектов новых стрелочных переводов.
В формате круглых столов
Важнейшими мероприятиями слета стали пять круглых столов. Его участники обсудили вопросы рационального использования локомотивов и локомотивных бригад, эксплуатации нового подвижного состава, обеспечения безопасности движения и повышения ее уровня. Также уделили внимание темам качества профессионального обучения, улучшения условий работы, совершенствования медицинского сопровождения локомотивных бригад, а также мотивации труда машинистов и помощников машинистов Белорусской железной дороги.
Вопросы машинистов касались, в частности, совершенствования режима труда и отдыха локомотивных бригад, технического обслуживания тепловозов, рационального использования маневровых локомотивов, модернизации техники, обеспечения ее устройствами безопасности.
Так, представители локомотивного депо Минск затронули вопрос продления срока службы локомотивов серии ЧМЭ3. С ними согласились и коллеги из других депо, назвав эти машины очень востребованными в маневровой работе на станциях.
О повышении качества эксплуатационной работы электропоездов серии ЭП и ЭР9 говорили представители столичного моторвагонного депо. По их мнению, необходимо больше внимания уделять подготовке специалистов для работы с данным подвижным составом, активнее перенимать опыт железнодорожников из соседних стран.
Ускорить процесс оснащения кабин машинистов всего подвижного состава кондиционерами просили машинисты из Барановичей. Специалисты профильной службы пообещали эту работу активизировать.
Высокую оценку от заместителя начальника дороги Владимира Балахонова, проводившего один из круглых столов, получили волковысские локомотивщики за переоснащение двухсекционных тепловозов 2М62 в односекционные двухкабинные. В текущем году на площадях местного депо модернизацию пройдут две такие машины.
В планах на следующий год — четыре. И железнодорожники обещали не подвести.
Активно обсуждали участники слета и вопросы улучшения условий труда машинистов. Особое внимание на тематическом круглом столе уделили медицинскому сопровождению локомотивных бригад, соблюдению ими режима труда и отдыха, охвату санаторно-курортным лечением. По словам начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Белорусской Юрия Гимро, чтобы воспитать высококлассного машиниста, требуется много времени. Но очень легко его потерять по причине различных заболеваний. забота о здоровье – дело каждого, и прежде всего – самого работника.
– Участники круглых столов проявили активность и заинтересованность в диалоге, – высоко оценил результативность таких дискуссий начальник службы локомотивного хозяйства Владимир Ожигин. – Ни один прозвучавший вопрос не останется без внимания.
По его словам, решения по некоторым из предложений были приняты уполномоченными лицами сразу же во время обсуждения. Другие конструктивные замечания будут более детально проанализированы руководством дороги и профильных служб.
Владимир Ожигин обратил внимание на то, что вопросы Пятого слета еще не обсуждались на предыдущих форумах. Это свидетельствует о том, что подобный диалог очень полезен и эффективен. Проблемы рассматриваются и решаются.
Из Могилева в Брест
– Машинисты – авангард железной дороги, – подчеркнул Владимир Морозов, оценивая результаты слета. – Их работа очень важна. Необходимо поднимать престиж этой профессии.
Содействовать профессиональному росту будущих машинистов нужно еще с момента их поступления в средние специальные учебные заведения, а в локомотивных депо поддерживать традиции наставничества. Ожидается, что будут приняты дополнительные меры для повышения уровня социальной защиты и медицинского обслуживания работников локомотивных бригад. А пока продолжится обновление подвижного состава и совершенствуются условия труда. На заботливое и уважительное отношение смогут и впредь рассчитывать ветераны, ведь каждый из них внес посильный вклад в развитие магистрали.
Белорусские железнодорожники – достойный пример для коллег из других стран по качеству ремонта тягового и моторвагонного подвижного состава и его обслуживанию. С учетом особой важности эффективного содержания и ремонта такой техники Владимир Морозов предложил в последующем расширить круг участников слета – помимо эксплуатационников приглашать и ремонтников.
Начальник дороги поблагодарил руководство Могилевского отделения за высокий уровень организации юбилейного форума. Через два года эстафету примут коллеги из Бреста: шестой слет запланирован в городе над Бугом.
– Всем работникам локомотивных бригад желаю успехов в работе, безопасного и надежного пути! – сказал в заключение Владимир Морозов. – Желаю уверенно смотреть вперед, возвращаться домой с хорошим настроением и чувством выполненного долга.
Руслан АНАНЬЕВ
Слово – участникам Пятого слета машинистов
Георгий КИМЕЕВ – заместитель начальника отдела организации работы локомотивных бригад службы эксплуатации Дирекции тяги ОАО «РЖД»:
– Железные дороги наших стран в целом схожи. И проблемы волнуют машинистов в большинстве своем одни и те же. Мне всегда интересно знать, чем живет Белорусская магистраль. В свою очередь, мы готовы делиться имеющимся у нас опытом, идеями по повышению эффективности использования тягового подвижного состава. Сотрудничество по всем направлениям приносит только пользу.
Жанна ДРОБЫШЕВА – психолог локомотивного депо Жлобин:
– Общение в формате круглых столов, на мой взгляд, – самая продуктивная форма взаимодействия. Это прекрасная возможность выразить свою точку зрения, услышать мнение коллег по тому или иному вопросу. Меня, как психолога, волнуют проблемы подготовки кадров. Считаю, что нам необходимо ввести психологический отбор абитуриентов, поступающих в отраслевые вузы и ссузы. Ведь порой человек, отучившись, оказывается психологически не готовым надлежащим образом выполнять должностные обязанности. Введение специального собеседования для абитуриентов позволило бы минимизировать риски остаться неприспособленным к профессии.
Ричардас СИЛЬВЕСТРАВИЧУС – машинист-инструктор Каунасской группы отдела по управлению поездами АО «Литовские железные дороги»:
– Беларусь я посещаю впервые, тем более с целью принять участие в слете машинистов. Мне интересно посмотреть, как он проходит, ведь в Литве нет опыта проведения подобных форумов. Отмечу, что организация мероприятия – на высшем уровне. В нашей стране насчитывается около полутысячи представителей профессии машиниста, которые управляют поездами в одно лицо. Также мне интересна ваша система подготовки кадров для стальной магистрали. Отмечу, что подходы к этому вопросу в наших странах отличаются. Хочу узнать обо всем подробнее и что-то полезное перенять.
Иван ПАЛУДА – машинист электровоза локомотивного депо Минск:
– Мне довелось участвовать в подобном мероприятии впервые. В депо работаю уже десять лет. За это время получил практический опыт, научился анализировать работу и делать собственные выводы. Например, считаю, что подготовке машинистов на магистрали и впредь должно уделяться пристальное внимание. Сегодня многое из тематической литературы, должностных инструкций и других нормативных документов перешло в цифровой формат. Но и от привычного бумажного носителя, уверен, отказываться еще не время. Для многих удобнее брать с собой в поездку книгу, чем планшет.
Леонид КОРОЛЬ – начальник локомотивного депо Молодечно в 1995 – 2012 гг.:
– Я участвовал во всех слетах машинистов. В первых трех – в качестве руководителя депо, в Четвертом – будучи председателем профсоюзной первички предприятия, а сейчас – в качестве почетного гостя. По прошествии времени отмечу, что многие вопросы, которые затрагивались на предыдущих форумах машинистов, удалось решить. Так, заметно улучшилось планирование графика движения поездов, следующих за рубеж. Это отразилось и на работе локомотивных бригад – стало меньше переработок, появилось больше времени для отдыха. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, я часто бываю на родном предприятии, охотно делюсь своими знаниями и опытом с молодежью.