Проектируя будущее
«Институт «Белжелдорпроект» – одно из старейших проектных предприятий Беларуси. Его специалисты разрабатывают проекты любой сложности по электрификации, организации скоростного движения, модернизации систем автоматики и связи, созданию новых производств, транспортно-логистических терминалов и принимают участие в основных инвестиционных проектах Белорусской железной дороги. Со дня образования предприятия (11 декабря 1938 года) несколькими поколениями специалистов было создано более 7 тыс. проектов.
После выхода в СССР приказа НКПС № 327Ц «Об организации проектных контор на дорогах» с 1 января 1939-го начали функционировать дорожные проектные конторы в Гомеле (Белорусская железная дорога) и Смоленске (Западная железная дорога). В штате первой было 30 сотрудников, которые за несколько предвоенных лет создали ряд важных проектов: «Укладка сортировочных путей на станции Могилев», «Перевод узла Витебск на электроснабжение переменным током», «Вокзал станции Гомель», «Цех промывки паровозного депо Калинковичи» и др.
На вновь образованных в 1939 году Брест-Литовской (с июля 1940 года) и Белостокской (с октября 1940 года) железных дорогах также начали действовать проектные конторы, которые возглавили Александр Залеский и Константин Душкин.
Однако в октябре 1940 года по результатам анализа деятельности новых магистралей НКПС принял решение о командировании туда бригад проектировщиков с центральных дорог. Перед специалистами стояла задача выполнить проекты по развитию узлов Белосток, Волковыск, Лида, Молодечно, Крулевщизна, Барановичи, Брест, строительству путевой блокировки на направлениях Зарембы – Марцинканцы, Молодечно – Семятичи, сооружению разъездов и блок-постов на участках Барановичи – Волковыск и Лида – Лунинец. Однако большую часть из разработанного до начала Великой Отечественной так и не осуществили – не хватило мощностей и средств.
В начале войны проектировщики в составе оперативных групп участвовали в эвакуации предприятий на восток. Затем большинство из них получили назначения в проектные конторы Куйбышевской, Свердловской и Южно-Уральской дорог. Гомельчан организованно вывезли в Пугачевск. Часть специалистов устроили на тыловые дороги, многие работали в составе фронтовых отделов «Военпроекта» и Управления военно-восстановительных работ (УВВР).
По мере освобождения территории они включались в состав оперативных групп и начинали на этих участках проектную деятельность. Среди них – Константин Душкин, Иван Плющев, Лейб Диментов, Наталья Черноног, Василий Ельцов, Григорий Марченко.
С 15 сентября 1945 года возобновила работу проектная контора Белорусской дороги (Гомель) под руководством Павла Ботавина, а в Барановичах трудились прикомандированные специалисты «Киевгипротранса». С 1946 года начали функционировать проектные конторы Белостокской (Гродно) и Брест-Литовской (Барановичи) дорог.
В первую очередь выполнялись проекты по восстановлению мостов, усилению и ремонту пути, развитию баз профильных дистанций, строительству жилья для их работников.
Для паровозных депо, лежавших в руинах, выполнялись сначала проекты по восстановлению перекрытий цехов, водонапорных башен, домов отдыха поездных бригад. Затем настала очередь цехов и экипировочного хозяйства, вокзалов и пассажирских павильонов, путевого переустройства станций с изменением географии парков и горловин. Главная заслуга проектировщиков первых послевоенных лет – обеспечение проектами заданного темпа восстановления.
В 1946 году в проектных конторах Белорусской, Брест-Литовской и Западной дорог трудились 75 человек. Условия были непростыми: тесные холодные помещения, устаревшая техника, но планы они успешно выполняли. К примеру, по итогам работы за май 1946-го Гомельская контора получила первое место и удостоилась переходящего Красного Знамени «Союзтранспроекта» и ЦК Союза строителей железных дорог.
С образованием Минской железной дороги и ликвидацией Брест-Литовской 15 августа 1951 года в столице организована новая проектная контора, которую возглавил Борис Якушин. В течение 1952 – 1954 годов были спроектированы и построены дома отдыха поездных бригад, дома машинистов, прачечные. Особое внимание уделили жилью: до 1952-го спроектирован 61 жилой дом, в 1953-м – 42, в 1954-м – 34.
С созданием Белорусской железной дороги с 1 июля 1953 года начальником «Дорпроекта» назначен Николай Наконечный, работавший в этой должности 25 лет. Всего на протяжении 1951 – 1955 годов специалисты предприятия выдали 2551 проект, обеспечивший выполнение планов развития магистрали. Затем «Дорпроект» нарастил объемы проектирования по всем службам, особое внимание уделив устройствам безопасности движения. Были выданы первые проекты полуавтоматической блокировки участков Минск – Молодечно – Гудогай, осуществленные в 1954-м и 1955 годах. Однако строительство затруднялось из-за отсутствия необходимого оборудования.
С 1956-го по1965 год дорожные проектировщики обеспечили магистраль проектами маршрутно-контрольных устройств (МКУ), маневровой радиосвязи, электрической централизации. В 1961 году они выдали первый проект капитального ремонта пути Василевичи – Калинковичи – Овруч. С 1963-го по 1968 год уже выдано 20 подобных проектов.
Для перехода на тепловозную тягу выполняется удлинение путей по 167 проектам 1961 – 1968 годов, создаются проекты сортировочных горок, вторых путей (Калинковичи – Овруч), организации тепловозного хозяйства, линейно-путевой и диспетчерской связи. С 1966-го по 1967-й выдано 43 проекта электрической централизации малых станций. Укладка бесстыкового пути началась еще до появления технических условий ЦНИИ, и за 1963 – 1969 годы дорога получила 20 проектов.
«Дорпроект» активно работал над развитием вагонного хозяйства, грузовых обустройств, пассажирской инфраструктуры, в том числе крупных вокзалов станций Барановичи-Полесские, Молодечно, Минск, Гомель, баз отстоя туристических поездов в Минске (Ждановичах) и Бресте (1966 год). Благодаря «Дорпроекту» на магистрали была разработана отечественная полуавтоблокировка системы БПЛЦ. Интенсивно строилось жилье: за 1956 – 1968 годы спроектировано 218 домов, в том числе многоэтажных.
С сентября 1969-го проектная контора получила название «Проектно-изыскательский институт «Желдорпроект». В 1968 – 1977 годах выполнены проекты удлинения путей 85 станций и путевого переустройства крупных станций, а за 1968 – 1975 годы выдано 100 проектов ЭЦ малых станций. С 1972-го началась разработка ЭЦ крупных станций.
Для локомотивных депо создавались проекты зданий сборно-разборной рамной конструкции, для службы пути – проекты звеносборочных баз и 39 проектов капитального ремонта пути. В 1974 году институт получил название «Минскжелдорпроект», с 1978-го стал филиалом «Трансэлектропроекта». С этого времени институт начал проектировать электрификацию тяги.
Вторые пути, развитие узлов, линий связи, бесстыковой путь, электронная диспетчерская централизация «Минск» – эти направления стали главными в деятельности предприятия того периода.
После распада СССР объем проектирования уменьшился. Но институт получил лицензию на расширенную деятельность. Его специалисты проектировали базы заводского ремонта дизель-поездов, электропоездов, маневровых тепловозов и тепловозов ТЭП70, устройства автоблокировки, ЭЦ и ДЦ, капитальные ремонты сортировочных горок.
Электрификация Минских обходов, участков Гомель – Жлобин – Осиповичи, направления Молодечно – Гудогай – госграница, микропроцессорная централизация Жлобинского железнодорожного узла, организация перевозок пассажиров поездами городских линий в Минском узле, реконструкция Брестского вокзала, удлинение парка Е в Орше, завод «Штадлер Минск» в Фаниполе, техническая пассажирская станция в Минском узле, развитие ЦУПа, реконструкция о. п. Институт Культуры – это проекты института на современном этапе.
Для обеспечения высокого уровня качества проектно-изыскательских работ в 2003 году предприятие первым среди организаций Белорусской железной дороги внедрило систему менеджмента качества международного стандарта ISO 9001:2000, которая ежегодно подтверждается сертификатом ассоциации «Русский Регистр». Для управления рисками в области охраны труда разработана и внедрена система управления охраной труда в соответствии с требованиями СТБ 18001:2005. Сертифицирована система экологического менеджмента на соответствие требованиям ISO 14001:2007 применительно к выполнению функций генерального проектировщика, разработке прединвестиционной и проектной документации, проведению инженерных изысканий для объектов I-IV классов сложности, обследованию зданий и сооружений. Успешно получены аттестаты на право проведения проектно-изыскательских работ в странах Евросоюза.
Белорусская железная дорога – основной заказчик для «Белжелдорпроекта», также предприятие сотрудничает с партнерами из России, Литвы, Латвии, Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Азербайджана, Китая, Грузии.
Институт обладает высоким уровнем оснащенности техническими средствами, имеет в своем составе мощный коллектив профессионалов и готов к разработке и реализации новых проектов.
Леонид ЛЕГЧЕКОВ