…Где осталась частичка души

Графская усадьба, синагога, замок конца XVI – начала XVII веков на берегу Днепра… Эти объекты – в числе главных достопримечательностей Быховского района. «У нашего края богатая история и живописнейшая природа», – замечает начальник производственно-технического отдела Могилевской дистанции пути Роман Шило. Его малая родина – город Быхов.

Официальной датой основания города считается 1370 год. Среди множества преданий о происхождении названия населенного пункта наиболее распространенное гласит: в укреплениях на этой территории жители когда-то укрывались от врагов – «быў хоў». Кстати, неслучайно в историю город вошел как неприступная пограничная крепость. О данном факте сейчас напоминают развалины Быховского замка. В XVI веке гетман Великого княжества Литовского Ян Кароль Ходкевич – владелец Быхова – получил от короля грамоту на возведение здесь каменных замковых укреплений. В XVII веке строительство продолжили Сапеги, во владение которых перешел Быхов. Город получил мощную бастионную фортификацию, 800-метровый вал с равелинами и рвом в виде полукруга. При Сапегах в Быхове действовал собственный литейный пушкарский двор, в котором мастера отливали пушки разных калибров, ядра, пули и гранаты. Слава об этих замковых оружейниках распространялась далеко за пределы быховской земли. Оборонительным сооружением стала и возведенная в XVII веке каменная синагога. Она прикрывала вход в город со стороны Могилевских ворот. Не одну осаду многотысячных войск врага в разное время выдержали стены Быховского замка.
…Героически сражались быховчане и на фронтах Великой Отечественной. О подвиге солдат напоминает мемориал воинской славы «Лудчицкая высота», расположенный в Быховском районе. На искусственно созданном высоком кургане установлена символическая 10-метровая фигура былинного Баяна, который прославляет воинов-героев. У его подножия – вогнутая стена-стела с погрудными горельефами шести Героев Советского Союза.
– В нашем райцентре располагался один из самых больших военных аэродромов в Европе, – замечает Роман Шило. – Помню, когда его расформировали, технику перевозили железнодорожным транспортом, что меня, ребенка, очень впечатлило.
Сегодня Роман с супругой-железнодорожницей Юлией и двухлетним сыном Иваном живут в Могилеве. Получив высшее отраслевое образование, в 2013 году трудоустроился монтером пути в местную дистанцию. Последние два года он – начальник производственно-технического отдела. Роман принимает активное участие в общественной жизни предприятия. Не первый год он является лидером отделенческой команды эрудитов.

Роман Шило

Малую родину Роман Шило не забывает. Там живут родители и друзья. Кстати, его отец Валерий Васильевич долгие годы возглавляет станцию Быхов. Младший брат тоже выбрал железнодорожную профессию.
– Теперь в Быхов приезжаю с семьей, супругу со своей малой родиной уже познакомил. Когда сын подрастет, и ему покажу места детства – к примеру, тот самый заброшенный аэродром, – подытоживает Роман.
Много доброго связано с Быховщиной и у начальника пассажирской службы Александра Захаревича. На своей малой родине он бывает нечасто, но бережно хранит теплые воспоминания об отце и матери, друзьях и дорогих сердцу местах.
Александр Анатольевич с улыбкой замечает, что выбор профессии у него был предопределен еще в детстве. «Как и многие мои сверстники, одно время мечтал стать военным, – вспоминает собеседник. – Но перед глазами всегда был достойный пример родных, которые связали жизнь с магистралью: дедушка трудился бригадиром пути, отец – дорожным мастером. Часто я помогал матери, которая была станционным рабочим. К тому же из окна нашего дома (он находился совсем рядом со станцией Тощица) я часто наблюдал за поездами – еще застал то время, когда ходили паровозы».

Мемориал поинской славы «Лудчицкая высота»

Есть в биографии Александра Захаревича еще один любопытный эпизод, который наверняка тоже повлиял на его решение стать железнодорожником. «Это было на станции Тощица, – рассказывает Александр Анатольевич. – Я, ученик шестого класса, ехал на велосипеде и увидел, что произошел саморасцеп подвижного состава. Сообщил об этом машинисту поезда». Вскоре за проявленную бдительность руководство локомотивного депо Жлобин поощрило школьника. «Как сейчас помню: во время урока открывается дверь, и в кабинет заходят директор школы с мужчиной в железнодорожной форме, – продолжает собеседник. – Рассказали о случившемся, похвалили и вручили подписанную лично мне начальником депо книгу, посвященную 100-летию Белорусской магистрали».
С родной станцией у Александра Захаревича связан и еще один интересный факт: будущую супругу он впервые увидел из окна родительского дома. «Ее я заметил в группе среди пассажиров, которые прибыли на нашу станцию. Позже узнал, что она из Ленинграда, приехала в соседний поселок к своему дедушке, который тоже, кстати, работал железнодорожником (возглавлял станцию Рогачев, а затем Тощицу). Мы тогда были еще школьниками: я учился в восьмом классе, а она в седьмом. Познакомились, стали общаться, виделись каждое лето. Мы взрослели – чувства крепли». Росла и уверенность в том, что наилучшим выбором будущей профессии станет магистраль.
– В нашей деревенской средней школе трудились прекрасные учителя, педагоги с большой буквы, которые любили детей и то дело, которое когда-то выбрали. Неслучайно много выпускников поступали в вузы. Мы не боялись сдавать вступительные экзамены, потому что были уверены в своих знаниях, – говорит Александр Анатольевич. И добавляет: – Кроме школы на нашей станции были магазин, почта, больница. Одним словом, все необходимое для комфортного проживания. Недалеко располагался районный центр. Помню, однажды уехал туда самовольно на поезде: очень хотел мороженого. Правда, дома меня ожидала «расплата»: от родителей тогда сильно попало. А вообще, время проходило весело. Успевали и по хозяйству помочь, и отдохнуть. Вечерами в клуб ходили, на гитаре играли. Все с большим нетерпением ждали прибытия на станцию вагона-клуба – местного кинотеатра. Он всегда был переполнен. С большим удовольствием смотрели новинки кино.
Впервые надолго малую родину Александр Захаревич покинул, когда поступил в БИИЖТ. Окончив его в 1986 году, по распределению отправился в Могилев. К тому времени он уже был женат. В 1987-м родилась дочь Анастасия, через год – сын Сергей. «Девичья фамилия моей жены – Настина, именно поэтому и дочь назвали Анастасией», – улыбается собеседник. Кстати, она пошла по стопам отца – работает в Могилевском вагонном депо, где мастером начинал и Александр Захаревич. От заместителя начальника дирекции по обслуживанию пассажиров до заместителя начальника Могилевского отделения по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам – такой путь прошел Александр Анатольевич в областном центре. Работы было много, но он всегда находил время, чтобы навестить родителей. Их он сегодня вспоминает с любовью и уважением, благодарен за хорошее воспитание.

Легендарный фронтовой бомбардировщик СУ-24М. Памятный знак морским авиаторам 57-й Смоленской Краснознаменной морской ракетоносной авиационной дивизии, открытый в 2018 году на въезде
в микрорайон Быхов-1 (на месте бывшего контрольно-пропускного
пункта воинской части, ранее базировавшейся в Быхове)

В 2012 году Александр Анатольевич возглавил пассажирскую службу и снова сменил место жительства – уехал в столицу. «Теперь у меня две малые родины: там, где родился, и там, где состоялось мое профессиональное становление, – считает он. – Несколько раз в год мы с супругой ездим на Быховщину, приводим в порядок захоронения родителей. А в Могилеве нас всегда ждут самые близкие – дочь и внуки».
С трепетом отзывается о малой родине земляк и коллега Александра Захаревича – начальник службы вагонного хозяйства Александр Архипенко. В свидетельстве о рождении у него тоже записано: «станция Тощица». А детство его прошло в том самом рабочем поселке, где жили родственники супруги Александра Захаревича. «Тогда в нашем местечке было около ста человек, большинство трудились путейцами, – вспоминает Александр Александрович. – Теперь, когда возвращаюсь туда, сердце сжимает щемящая тоска: многие дворы в запустении, жилыми остались только несколько домов. В одном из них жила моя мама, которую недавно забрали к себе в Минск. Когда-то она работала в магазине на станции. С магистралью связали жизнь отец, дедушка и бабушка».
Память Александра Архипенко бережно хранит яркие моменты детства. «В нашей деревне электричество провели только в 1966 году. Помню, как мы с бабушкой, станционным рабочим, чистили керосиновые лампы в зале ожидания, старались отполировать их до блеска.
И меня немало огорчали замечания пассажиров, жителей соседних деревень, что в помещении станции тусклое освещение. К тому времени они уже пользовались электричеством, а в нашу деревню его провели позже», – рассказывает собеседник.
Говоря о малой родине, Александр Архипенко с теплом вспоминает педагогов Тощицкой средней школы: они давали отличные знания, воспитывали детей патриотами, учили бережному отношению к истории. А перечисляя фамилии известных земляков, замечает, что в их числе были и железнодорожники. «К примеру, Григорий Александрович Кужев, который в свое время возглавлял службу вагонного хозяйства, был главным ревизором дороги, тоже жил рядом со станцией Тощица», – замечает Александр Архипенко.
Сам Александр Александрович по совету отца планировал поступать в БИИЖТ на факультет промышленного и гражданского строительства. Но на подготовительных курсах познакомился со студентами механического факультета (кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство»). Именно они и переубедили его сделать выбор в пользу этой сферы.
И, кстати, вполне успешно. За более чем 30 лет стажа Александр Архипенко трудился на многих руководящих должностях. После окончания отраслевого института только в Витебском отделении он прошел путь от мастера Полоцкого вагонного депо до ревизора по безопасности движения вагонного хозяйства. Позже возглавил Могилевское вагонное депо. В 2011 году в связи с повышением вновь сменил место жительства – переехал в столицу. «Полоцк, Витебск, Гомель, Могилев, Минск – в моей судьбе каждый из этих городов сыграл важную роль, каждый по-своему дорог. Но особая связь – с малой родиной: там навсегда останется частичка моей души», – подытоживает собеседник.

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика