Безопасность – на контроле

Удаленная диагностика и мониторинг устройств СЦБ в режиме реального времени, надежность технических средств и безопасность перевозочного процесса – чуть более года объекты Жлобинского железнодорожного узла работают на микропроцессорной централизации. За этот период система хорошо себя зарекомендовала.

…Дежурный по станции Жлобин Анжела Смоловская декабрьские дни 2017-го сегодня вспоминает с улыбкой. А тогда, признается, сильно волновалась, ведь обеспечивать поездную работу станции во время двухнедельного «окна» ей с коллегами приходилось в ручном режиме.
– На протяжении смены мы прокладывали маршруты и проводили до 40 грузовых и пассажирских поездов, в том числе и международных линий, – вспоминает собеседница. – Пропуск поездов осуществляли с помощью телефонных средств связи, по специальным приказам и путевым запискам. Вручную приходилось переводить и стрелки. В этом помогали ревизоры по безопасности движения поездов, движенцы Гомельского и других отделений, дежурившие круглосуточно на 19 стрелочных постах. Необходимо было обеспечить не только пропуск поездов, но и работу самоходных подвижных единиц по демонтажу светофоров, путевых коробок и других устройств, совместно с работниками СЦБ выполнить множество проверок функционирования новых устройств на соответствие требованиям ПТЭ.
Напряженный ритм и работа в сложных условиях окупились с лихвой. С приходом МПЦ, отмечает Анжела Смоловская, нагрузка на дежурных по станции перераспределилась, трудиться стало комфортнее и спокойнее.
– Компьютер представляет собой другую элементную и визуальную базу: новый интерфейс, форма управления и средства отображения информации. Мы видим целостную картину поездной обстановки не только в парках станции, но и у соседей – на станциях Жлобин-Западный, Жлобин-Северный и в локомотивном депо.
– Кроме того, появилось больше возможностей для выполнения операций, связанных с приемом или отправлением поездов, – дополняет коллегу Виктор Щигельский. – В смене трудятся два дежурных по станции – основной и его помощник. При релейной централизации у каждого был свой объем работы на пульте-манипуляторе и на пульте-табло. Как правило, основной дежурный сидел слева и готовил маршруты приема из Гомеля и Калинковичей и отправлял поезда по этим же направлениям, контролировал обстановку в Пассажирском парке. Помощник обеспечивал прием-отправление поездов на Осиповичи, Могилев. С вводом МПЦ работу по приготовлению маршрута в полном объеме может реализовывать один дежурный по станции, исключая ошибки из-за недопонимания, что также повышает уровень безопасности движения. А второй – по команде основного – в это время может выполнять вспомогательные операции: готовить другие поездные или маневровые маршруты, выполнять подачу подвижного состава в вагонное депо или на пути грузового района.
В первую очередь введение в эксплуатацию микропроцессорной централизации позволило повысить надежность технических средств и безопасность движения поездов. К минимуму сведен человеческий фактор: «умная» машина проконтролирует и запомнит все действия дежурного по станции, электромехаников и других работников, задействованных в управлении движением.
– Еще несколько очень важных плюсов МПЦ – техническое диагностирование и мониторинг устройств с определением предотказных состояний, архивирование событий, интеграция с диспетчерской централизацией, – отмечает старший электромеханик СЦБ Жлобинской дистанции сигнализации и связи Олег Гудинский.

Электромонтер СЦБ Александр Кузеев

В «мозговом центре» станции – релейном помещении – собеседник демонстрирует работу системы. Функционирование напольных и постовых устройств СЦБ и связи отслеживает компьютер. Пару кликов мышкой – и на мониторе отображается надпись красного цвета, свидетельствующая не только о неисправности устройства, но и о месторасположении оборудования. Такой контроль на расстоянии помогает обслуживающему персоналу более оперативно реагировать на случаи возникновения неполадок.
Одно из самых масштабных обновлений на дороге продолжалось несколько лет. Сначала современное оборудование появилось на промежуточных станциях: Жлобин-Подольский, Жлобин-Северный, Красный Берег и Жлобин-Западный. Именно этот опыт помог подготовиться к объемному фронту работ – переключению Орловского, Южного и Пассажирского парков станции Жлобин. Здесь была выполнена полная модернизация всех устройств электрической централизации и автоблокировки, установлены свыше 250 новых карликовых и мачтовых светофоров, заменена «начинка» всех 180 стрелочных электроприводов (на территории узла их более 320).
– Оборудование работает четко, без сбоев. Современная система полностью соответствует требованиям ПТЭ, а безопасность движения поездов обеспечивается на высоком уровне. Однако в работе с «умной» машиной есть свои моменты, которые влияют на технологию функционирования станции, – отмечает главный инженер станции Жлобин Николай Сизов. – Система работает по точным алгоритмам и не допускает никаких отклонений, упрощений и двусмысленности. Установленные программным обеспечением ограничения могут влиять на пропускную способность станции и перерабатывающую способность сор-
тировочных систем. Однако, как и в любой системе, возможности для оптимизации МПЦ есть. По предоставленным нами в течение года замечаниям чешские специалисты доработали и внесли изменения в программное обеспечение. В феврале следующего года в узле запланировано 8-часовое «окно» по установке нового ПО. По завершении технологической операции станция будет работать по усовершенствованной системе.
Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика