Мир увлечений

Музей воспоминаний

создал мастер вагоносборочного цеха Барановичского вагонного депо Вячеслав Бубен.

Его импровизированный музей расположился в… гараже. В небольшом помещении площадью несколько десятков квадратных метров разместились более 1 тыс. различных предметов, хранящих воспоминания о своих прежних владельцах и ушедших эпохах.
– Одна из красивейших фигур в моей коллекции – это Николай Некрасов со своей
собакой Кадо, которую случайно застрелила знакомая поэта на охоте, – начинает экскурсию Вячеслав Вячеславович и указывает на статуэтку в огромном стеклянном стеллаже. – А это каретный фонарь (на фото) – один из значимых для меня экспонатов, изготовленных в конце XIX – начале XX века.
Коллекционированием Вячеслав Вячеславович увлекся еще в детстве: собирал все, что привлекало внимание. С годами интерес к оригинальным вещам стал только усиливаться. Постепенно полочка, на которой хранилась старая деревенская утварь, найденная в бабушкином сундуке, стала заполняться всякой всячиной. Первым экспонатом коллекции был угольный утюг, которым пользовались наши предки в начале XX века. Постепенно об увлечении узнавали друзья, знакомые, коллеги и отдавали в «музей» ненужные им предметы старины. Что-то Вячеслав Бубен находил сам – на аукционах и барахолках. Вскоре экспозиция так разрослась, что заняла все пространство.
– Я собираю то, что было выпущено до 1991 года, – рассказывает коллекционер. – Все, что производилось после, – новодел, эти вещи не представляют особой исторической ценности. В общем, чем старше экспонат, тем он значимее для меня.
Сегодня в его коллекции более 300 утюгов: в гараже находится незначительная их часть, остальные хранятся в подвале. Фигурок великих русских писателей, поэтов, политических деятелей, военачальников около 200: Салтыков-Щедрин, Тургенев, Островский, Горький, Толстой, Блок, Ворошилов, Шукшин и даже Шолохов – редкое явление в скульптуре. Есть полка Пушкина, где собраны бюсты, статуэтки и фотографии с изображением классика. Есть идея обустроить отдельный уголок Есенина. А еще более 4 тыс. значков разной тематики: гербы, города, атрибуты советского времени, ВЛКСМ. Около 20 картин. Есть знамена и вымпелы. Благодаря родственникам и знакомым удалось собрать десяток железнодорожных фонарей. Самый старший датирован 1941 годом. Остальные – послевоенного производства.
К своей коллекции Вячеслав Вячеславович относится с трепетом. Каждый экспонат для него – частичка большой истории, которую нужно сберечь. Среди самых ценных экземпляров – чеканка портрета Александра Пушкина, выпущенная в 1937 году к 100-летию со дня смерти поэта. Нос меч-рыбы, который вызывает у посетителей массу вопросов: никто не может понять, что это такое. И фигурка с дарственной надписью: «Коллективу редакции газеты «Знамя коммунизма» (барановичская районная газета «Наш край») от коллектива газеты «Будаўнiк камунiзма» («Ляхавiцкi веснiк»)», 1964 год.
– Мне не раз предлагали перенести экспозицию в местный краеведческий музей, – признается Вячеслав Бубен. – Но я пока с большим удовольствием показываю собранные предметы всем желающим именно в гараже. Здесь я сам отдыхаю душой. А коллекционирование тесно связано с работой на магистрали. Без второго не было бы первого. Ведь активное участие в расширении экспозиции принимают многие коллеги.
В Барановичском вагонном депо Вячеслав Вячеславович работает с 1995 года. Начинал слесарем по ремонту подвижного состава, а после окончания гомельского отраслевого техникума в 2002-м стал мастером вагоносборочного цеха предприятия. На магистраль попал по воле случая 19-летним парнем: узнал, что требуются работники. Сегодня об этом выборе нисколько не жалеет. В семье он первый железнодорожник. Признается, что работа для него – это стабильность и спокойствие, а больше всего в ней нравится постоянное общение с людьми. В планах железнодорожника – восстановить «Москвич-401», чтобы чаще бывать в любимых местах родного города.

Анастасия МЕЛЕХОВА


Создавая красоту

Ветеран станции Витебск Таисия Максимова признается, что из множества своих творческих работ выделить какую-то ей сложно – в каждую она вкладывает частичку души.

– С выходом на пенсию у меня появилось много свободного времени, тогда я и подумала, почему бы не потратить его с пользой. тем более, что всегда мечтала создавать красивые вещи, – рассказывает Таисия Владимировна. – Знакомая подсказала, что в культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо города Витебска «Двина» есть хорошие курсы по вязанию крючком. Раньше вязала только спицами, поэтому с охотой согласилась освоить новый для себя вид рукоделия. Попробовала – получилось! Затем увлеклась вышивкой крестиком.
А вскоре Таисия Максимова сделала первую работу из глины. Этот вид декоративно-прикладного творчества ей пришелся по душе, но так как керамические изделия требуют специального обжига, капризному материалу она решила найти альтернативу.
– И, как оказалось, соленое тесто стало беспроигрышным вариантом, поделки из него смотрятся красиво и оригинально, достаточно покрасить их и покрыть лаком, – говорит собеседница. – К примеру, знакомым особенно понравились мои подковы на счастье, многие даже не сразу поверили в то, что они из теста. А прогуливаясь по Городу мастеров во время «Славянского базара в Витебске», я увидела вещи, созданные с применением еще одной интересной техники – вышивки атласными лентами. Такая картина очень эффектно смотрится. С помощью такой вышивки можно декорировать косметички и сумочки. Кстати, этот вид декора аксессуаров был популярен у французской аристократии ХVIII века. Тогда его использовали в отделке одежды состоятельных людей, хотя известен он еще с античных времен. вышивка атласными лентами полюбилась и мне. У нее немало преимуществ: к примеру, выполняется значительно быстрее, чем иные виды вышивки, дает свободу фантазии.
А вот заниматься плетением из газетных трубочек Таисия Владимировна считает отличным выбором для тех, кто любит практичные вещи. Хлебницы, шкатулки, вазы, корзины – работы, выполненные рукодельницей в этой технике, украшают не только ее домашний интерьер, но и жилища друзей и родных. Более того, однажды внук Таисии Максимовой показал бабушкины изделия местной художнице. Они так понравились ей, что женщина приобрела кое-что для своей галереи-мастерской.
Сегодня Таисия Владимировна принимает активное участие в различных смотрах-конкурсах декоративно-прикладного творчества. А самый строгий критик для нее – дочь Наталья. Она оценивает мамины работы, подсказывает, что нужно изменить, радуется ее успехам и поддерживает во всех начинаниях.
– Творчество – это отличная возможность привести мысли в порядок, отдохнуть душой. Главное – найти тот вид рукоделия, который будет ближе всего.
К тому же учиться каким-либо новшествам никогда не поздно, – говорит Таисия Владимировна.
Такой старательной и целеустремленной помнит собеседницу и коллектив станции Витебск, в котором она трудилась долгие годы. Белорусской магистрали Таисия Максимова отдала более трех десятков лет. Правда, изначально она и не думала, что однажды свяжет жизнь с железной дорогой. Получив в столице образование киномеханика, работала по специальности в родном Шумилинском районе. Но в силу семейных обстоятельств была вынуждена переехать в областной центр, где и решила попробовать свои силы на Белорусской. Начинала телеграфисткой в Витебской дистанции сигнализации и связи в 1979 году. В 1988-м перешла на станцию Витебск, где трудилась агентом по передаче грузов. С 2012 года Таисия Владимировна – на заслуженном отдыхе.
– Времени и идей для творчества хватает. В ближайшем будущем хотела бы освоить сложную, но очень интересную технику – лепку из холодного фарфора, который готовится вручную. Вещи из него получаются изящными и одновременно прочными, – поделилась планами собеседница.

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика