Повышая эффективность
В октябре на Белорусской железной дороге внедрена обновленная система управления охраной труда (СУОТ). Какие изменения в ней предусмотрены, как идет ее освоение на местах, а также возможные проблемы и перспективы обсудили участники тематического круглого стола, организованного в редакции нашей газеты.
В качестве экспертов мы пригласили начальника отдела охраны труда службы охраны труда и промышленной безопасности Управления дороги Игоря Короткевича, начальника отдела охраны труда Минского отделения Александра Кевру, главного инженера Минского вагонного депо Дмитрия Лапицкого и инженера по охране труда этого предприятия Евгения Болтрамуна, а также международного аудитора по СУОТ Дениса Зылева.
– Первый вопрос – представителю службы: зачем понадобилась обновленная система и в чем ее отличие от действовавшей ранее?
Игорь Короткевич:
– Предыдущая была создана в 2014 году в соответствии с требованиями национального законодательства, обязывающего нанимателя разрабатывать и внедрять у себя систему управления охраной труда, которая обеспечивает идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления ими, анализ результативности реализованных мероприятий, улучшение условий и охраны труда и т. д. Внедрение новой версии обусловлено изменениями законодательства. Но она – так же как и предыдущая – предусматривает осуществление единой политики в области охраны труда на Белорусской железной дороге.
Новая версия имеет ряд особенностей. В частности, помимо организаций, входящих в структуру магистрали, она охватывает и деятельность хозяйственных обществ, акции которых переданы Белорусской железной дороге в управление. В системе заложен принципиально иной подход, подразумевающий лидерство работников, демонстрацию следования заявленным принципам на личном примере (руководитель показывает свое отношение к требованиям охраны труда, подает пример, а работник несет персональную ответственность за свою безопасность). Еще один важный аспект, нашедший отражение в обновленной СУОТ, – вопрос компетентности и информированности персонала, личного вклада каждого члена трудового коллектива в результативность системы.
Изменения учитывают вступивший в силу стандарт ISO 45001:2018 «Система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования и руководство по применению», который формирует основу для повышения уровня безопасности сотрудников, снижения рисков на рабочем месте, создания лучших и более безопасных условий труда. Документ разработан комитетом экспертов и соответствует другим системным подходам к управлению (ISO 14001:2015 и ISO 9001:2015).
В нем учтены различные международные стандарты в области охраны труда, такие как OHSAS 18001:2007 (у нас на дороге есть предприятия, обладающие соответствующим сертификатом). Переход на ISO 45001:2018 будет осуществляться в течение трех лет.
Хотел бы подчеркнуть: главная цель СУОТ – организация условий для принятия управленческих решений, направленных на предотвращение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюдение требований законодательства в данной области. Она включает в себя ряд мер, все они нам хорошо знакомы. В первую очередь назову «обеспечение» и «функционирование». «Обеспечение» – это людские ресурсы, финансовые, инфраструктура и технологии, применяемые на железной дороге. Под «функционированием» мы понимаем всех руководителей, которые выполняют должностные обязанности в рамках предоставленных им полномочий, в том числе и по вопросам охраны труда. Очевидно, что без контроля и мониторинга система работать не будет. Также немаловажная ее часть – оценка результатов деятельности. И, естественно, – корректирующие действия, то есть разработка мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Еще в систему входит такой элемент, как планирование. На всех наших предприятиях необходимо определить риски по каждой профессии и затем постараться их минимизировать. Также сюда можно отнести планы мероприятий – организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и ряд других, которые ежегодно составляются на уровне Управления дороги, отделений, организаций и структурных подразделений.
Важный элемент – улучшение. Без постоянного совершенствования система не будет эффективной. Например, в ней одним из возможных мероприятий предусмотрена обратная связь – анкетирование работников, в ходе которого они оставляют предложения руководству об улучшении условий труда.
Это основные элементы обновленной системы, которая, как мы надеемся, позволит снизить количество несчастных случаев на дороге, активнее применять новые технологии, повысить культуру производства. Естественно, на адаптацию потребуется определенный переходный период. В частности, на приведение в соответствие локальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, промышленной и электробезопасности, охраны здоровья работников отрасли. Особо хотел бы отметить, что процесс внедрения новой СУОТ никак не отразится на безопасности и ежедневной работе по охране труда, никаких потрясений не предполагается. Это должен быть плавный переход.
– На Ваш взгляд, где могут возникнуть сложности в процессе реализации мероприятий обновленной СУОТ?
Игорь Короткевич:
– Думаю, сложности могут возникнуть на уровне руководителей среднего звена (это мастера, бригадиры, начальники цехов и участков). Их обучению и подготовке необходимо уделить особое внимание, ведь именно от этих руководителей, непосредственно контролирующих работников, будет зависеть 90% успеха новой системы.
– Спасибо. Давайте теперь узнаем, как принципы и положения обновленной системы реализуются в столичном отделении.
Александр Кевра:
– СУОТ внедрена на всех предприятиях отделения (их у нас 31). В том числе 21 – сертифицировано по системе охраны труда в соответствии с национальной и международной системами (СТБ и OHSAS), а до конца текущего года будет 25. Для сравнения: в 2016-м их было всего 10.
Система охраны труда должна быть увязана и с охраной окружающей среды, и с системой менеджмента качества (что подтверждается отдельными сертификатами). У нас уже есть семь предприятий, где имеются три этих сертификата. К концу 2018 года планируем увеличить их число до 11. Надо отметить, что национальное законодательство не требует обязательной сертификации. Однако она повышает конкурентоспособность предприятий. Поэтому руководством отделения выбран курс на сертификацию всех предприятий (в первую очередь – оказывающих экспортные услуги). Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что те из них, кто влияет на экспорт, уже сертифицированы по трем этим вопросам: охрана труда, охрана окружающей среды и менеджмент качества.
Ежегодно наши предприятия получают Премию Правительства за достижения в области качества – высшую национальную награду. Важным условием ее присуждения является наличие у претендента соответствующих сертификатов и действующих систем. Среди предприятий отделения, которые первыми получили Премию Правительства, – локомотивное депо Минск. Его руководство решило не останавливаться на достигнутом и планирует внедрить у себя стандарт СТБ ISO 50001-2013 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению» – один из самых редких пока что в нашей стране. Он является подтверждением высокоэффективного менеджмента в области энергопотребления и, как и охрана труда, базируется на оценке рисков.
Наша главнейшая задача в области охраны труда – снижение уровня производственного травматизма. Не будем подробно останавливаться на том, какой ущерб это наносит предприятию, его коллективу и, конечно, семье пострадавшего. Отметим, что определенные результаты проделанной работы уже есть. О них свидетельствует тот факт, что еще пять лет назад в отделении фиксировалось 12 несчастных случаев, три года назад – 4, и тенденция к снижению сохраняется.
Игорь Короткевич:
– Положительная динамика прослеживается и на уровне дороги: в 2018-м произошло 14 несчастных случаев, а за аналогичный период 2017-го – 16. Хотел бы обратить внимание, что постепенное снижение количества подобных фактов на Белорусской магистрали – результат кропотливой работы всего ее коллектива.
Александр Кевра:
– Как ранее подчеркивал представитель службы, чтобы СУОТ была эффективной, очень важно организовать на местах грамотный контроль. У нас регулярно осуществляется мониторинг состояния охраны труда. На основе полученных данных мы пытаемся скорректировать риски – снизить их до приемлемого уровня, проводим соответствующие мероприятия. Например, не так давно у нас были серьезные проблемы с электробезопасностью: три несчастных случая со смертельным исходом за два года. Понятно, что риск огромен, когда человек имеет дело с напряжением в 27 тыс. Вольт. Здесь любая ошибка чревата трагедией. Для снижения этих рисков были разработаны специальные меры, в том числе и на уровне руководства дороги. Комплекс мероприятий помимо прочего предусматривал обеспечение профильных работников современной спецодеждой и СИЗами. Сегодня существуют технологии, позволяющие сохранить жизнь человеку, работающему с высоким напряжением и допустившему ошибку. В частности, они использованы при создании специализированных костюмов – для защиты от наведенного напряжения и термических рисков электрической дуги. Их опытная эксплуатация в Минской дистанции электроснабжения завершилась успешно.
Хотел бы подчеркнуть: сокращение числа несчастных случаев на производстве – результат ежедневной планомерной работы по самым разным направлениям. Это внедрение безопасных технологий и современных СИЗов, проведение мониторингов и многое другое, только тогда будет эффект. Например, мы прекрасно понимаем, что если у работника не только рабочее место нормально организовано, но и санитарно-бытовые условия созданы достойные, то это тоже повышает уровень культуры производства и мотивации к безопасному труду. И в данном направлении тоже сделано немало. Работник чувствует, что о нем заботятся.
Игорь Короткевич:
– В целом по дороге с начала года, согласно статистической отчетности, на мероприятия по охране труда было расходовано более 4 млн. рублей.
Александр Кевра:
– Еще одно важное направление нашей деятельности – вывод работников из вредных условий труда. Здесь у нас есть резервы. Например, котельные, где устанавливаем тепловые насосы и электрокотлы, или погрузочно-разгрузочные работы, когда все манипуляции с краном осуществляются с пульта дистанционно, на удалении от груза.
– Очевидно, что для реализации всех предусмотренных СУОТ мероприятий нужны компетентные специалисты по охране труда на предприятиях. Нет ли у вас сложностей с подбором кадров?
Александр Кевра:
– Конечно, таких специалистов найти непросто. Чтобы стать инженером по охране труда, потребуются годы. Необходимо пройти проверку знаний в вышестоящей организации, получить квалификационную группу по электробезопасности не ниже 4-й. Также нужно знать технологию производства на предприятии, действующее законодательство по охране труда. В результате мы получаем специалиста не раньше, чем через три года. Кадры подбираются персонально, с учетом личных качеств работника.
Надо отметить, что на базе БелГУТа осуществляется переподготовка специалистов по охране труда на железнодорожном транспорте – обучение длится два года заочно. Это второе высшее образование, которое человек получает за счет средств предприятия. Почти половина слушателей, кто повышает там свой уровень знаний по охране труда, – наши работники.
Помимо этого, специалисты отдела охраны труда организуют тематические семинары, где рассматривают наиболее сложные вопросы в области промышленной безопасности (в год проводится не менее шести таких мероприятий).
А по результатам – обязательная проверка знаний. Люди, которые приходят на должность инженера по охране труда, должны быть готовы к тому, что им придется учиться постоянно. Сейчас, например, они знакомятся с особенностями обновленной СУОТ.
– Мы обрисовали ситуацию на дороге в целом и в разрезе отделения. Теперь давайте поговорим об уровне конкретного предприятия и посмотрим, как осуществляется работа по охране труда на примере Минского вагонного депо. Выбрали мы его неслучайно: оно уже несколько лет имеет сертифицированную систему управления охраной труда – ОНSАS 18001:2007 (Оссuраtional Health and Safety Advisory System).
Дмитрий Лапицкий:
– Новые подходы, заложенные в ОНSАS 18001, помогли снизить профессиональные риски на рабочих местах, улучшить условия труда и обеспечить работникам достойные санитарно-бытовые условия.
Хотел бы отметить, что у нас внедрена система менеджмента качества (СМК) в области ремонта грузовых вагонов в соответствии с требованиями ISO 9001:2015. Также депо является обладателем сертификата соответствия системы экологического менеджмента международного стандарта ISO 14001:2015. Наличие сертификатов международного образца позволило предприятию активнее привлекать зарубежных клиентов, повысить качество и конкурентоспособность предоставляемых услуг.
При выборе поставщика услуг (коим является наше вагонное депо) наличие сертификата международного образца является одним из определяющих факторов для потенциальных клиентов – собственников подвижного состава.
Обновленная система управления охраной труда, внедренная на дороге, учитывает вступивший в силу международный стандарт ISO 45001:2018. Мы также планируем получить такой сертификат. Ведь это облегчает нам работу с клиентской базой и выполнение заданий по экспорту услуг.
Евгений Болтрамун:
– Дэвид Смит, председатель проектного комитета ИСО/ПК283, в компетенцию которого входила разработка ISO 45001, отметил, что сама сертификация не будет способствовать улучшению здоровья и повышению уровня безопасности, но приведет к необходимости установления высшим руководством новых показателей гигиены труда и безопасности на рабочем месте. Чего мы и добиваемся.
Новая СУОТ вовлекает в вопросы охраны труда не только руководителей и специалистов всех уровней, но и работников, которые предлагают много интересных идей. На нашем предприятии мы провели обучение руководителей среднего звена (мастеров, бригадиров) по этой системе, благодаря чему они грамотно определили риски, которые сразу не заметишь. Были составлены реестры опасностей и программа мероприятий по их снижению.
Пользуясь случаем, хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство. Мы проводим ежемесячные внутренние аудиты (в соответствии с требованиями раздела 4.5.5 ОНSАS 18001:2007) и ежемесячные проверки (согласно действующему законодательству). Суть этих мероприятий одна и та же. Но объединить их или ограничиться одним из вариантов мы не можем. Если переименуем внутренний аудит в ежемесячный контроль, то можем не подтвердить соответствие нашей СУОТ требованиям ОНSАS 18001. Если не проведем ежемесячный контроль, а только внутренний аудит, то нарушим действующее законодательство в области охраны труда.
Денис Зылев:
– Евгений одним из первых предложил объединить две параллельно проводимые работы – периодический контроль соблюдения законодательства по охране труда и внутренний аудит СУОТ. Думаю, это вполне реально. Существует общепринятая практика проведения внутренних
аудитов, но она не является догмой. Любая организация может от нее отказаться и предложить альтернативный вариант, назвав привычный периодический контроль аудитом. Конечно, нужно все грамотно прописать, оформить. И если орган по сертификации согласится засчитать это за проводимую процедуру внутренних аудитов, то вам больше не придется делать параллельно два дела.
Евгений Болтрамун:
– В марте 2019-го нам предстоит ре-сертифицировать свою СУОТ. Думаю, к этому времени я уже смогу подготовить проект процедуры внутренних аудитов, проводимых в рамках периодического контроля, который мы будем согласовывать с отделением.
– Пожелаем Евгению Ивановичу удачи в этом нелегком деле. И обратимся к независимому эксперту. Денис Владимирович, как Вы оцениваете работу Белорусской железной дороги и отдельных ее предприятий в области охраны труда?
– У нас большое количество заказчиков из разных отраслей народного хозяйства. И железная дорога в вопросах охраны труда выгодно выделяется на общем фоне – дисциплиной, порядком, грамотными действиями персонала. Поверьте, нам есть с чем сравнивать. На уровне Минского отделения работа по охране труда поставлена очень хорошо. Это же касается и Минского вагонного депо, о котором мы сегодня говорили.
На железной дороге действует собственная система управления охраной труда, разработанная ее специалистами для нужд своей отрасли, и эта система вполне эффективна.
– И все же у новой системы есть преимущества?
Денис Зылев:
– Конечно. Она пришла к нам из Европы и разрабатывалась для рыночных условий, в которых белорусские предприятия еще учатся работать эффективно. Дело в том, что достигать хороших результатов по охране труда можно, но это почти всегда очень дорого. А можно добиваться этого же меньшими средствами, повышая эффективность их применения. Для чего и создавались все упомянутые выше системы (менеджмента качества, охраны окружающей среды и охраны труда), они позволяют достигать максимальной результативности минимальными ресурсами. Собственник бизнеса понимает, что потратить небольшие деньги и закрыть проблемный вопрос всегда эффективнее, чем устранять последствия несчастного случая с привлечением больших средств. Выявление приоритетных проблем (рисков) и их постепенное устранение – в этом суть системы управления охраной труда. К слову, риск-ориентированный подход сегодня существует во всех системах управления (охрана окружающей среды, менеджмент качества, пищевая безопасность и т. д.).
Многое из OHSAS 18001:2007, те же аудиты, на железной дороге были и раньше, только назывались по-другому и имели чуть другой формат проведения и оформления. В этих вопросах Белорусская железная дорога опередила время в нашей стране. Поэтому я уверен, что для предприятий отрасли процесс перехода на новый стандарт и обновленную систему СУОТ будет достаточно безболезненным.
В завершение хотел бы напомнить руководителям предприятий и собственникам бизнеса статью 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», где оговариваются обязанности работодателя по разработке и обеспечению функционирования системы управления охраной труда.
И если сертификация – дело добровольное, то наличие системы управления охраной труда – обязательно по действующему законодательству.
Инга МИНДАЛЁВА