Февраль
Сб
08
2025

Координаты эффективности

На Белорусской железной дороге делаются первые шаги к созданию автоматизированной системы управления инфраструктурным комплексом. Реализация этого долгосрочного проекта позволит повысить эффективность эксплуатации, ремонта и развития путевого и других хозяйств, принесет практическую выгоду пассажирам и грузовладельцам.

– Составляющими новой АСУ станут хозяйства: пути, сигнализации и связи, электрификации и электроснабжения, – рассказывает начальник службы информационных технологий Игорь Отлига. – Сейчас уровень их цифровой «зрелости» отличается, процесс автоматизации в каждом также идет по-разному.
К настоящему времени наиболее динамично автоматизируется хозяйство пути. Начали процесс с создания системы «Профили», предназначенной для хранения информации о продольных профилях пути всей дороги. Ранее эти сведения были разрознены, размещались на бумажных носителях у разных специалистов. Такие данные приходилось запрашивать, сопоставлять, интегрировать. В дальнейшем любой специалист или руководитель хозяйства сможет получить доступ к этой базе данных и информации о всех участках пути Белорусской магистрали.
Следующий важный шаг – создание электронного паспорта дистанций пути. Объекты путевого хозяйства будут привязываться к географическим координатам. К каждому добавят важнейшую техническую информацию об инфраструктуре: например, о типах рельсов и шпал, брусьев стрелочных переводов, характеристики балласта и прочее. Аналогичный подход будет применен к разработке и наполнению системы «Отраслевые атласы БЖД», которой занимаются специалисты Конструкторско-технического центра дороги. Она необходима для хозяйств, не имеющих современных автоматизированных систем, основанных на использовании пространственной информации.
Эта автоматизированная система будет обновляться. Если изначально был необходим определенный объем карт и схем, то сейчас объекты уже привязываются к географическим координатам. Затем планируется автоматизировать процесс оцифровки и географической привязки данных, полученных при ортофотосъемке с пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.
Такая паспортизация будет производиться поэтапно на протяжении нескольких лет. Пилотный проект был реализован в Минской дистанции пути. Данный опыт учтут в дальнейшей работе.
При этом специалисты намерены использовать наработки, которые появились при создании системы «Имущество» для службы управления государственным имуществом. Она была разработана и внедрена с использованием геоинформационных технологий. Благодаря этой системе был автоматизирован процесс учета земельных участков, объектов недвижимости и оплаты соответствующих налогов, решены иные важные вопросы.

Паспорт дистанции пути

– Главная цель комплексной работы – повышение эффективности управления объектами хозяйства пути, – объясняет заместитель начальника службы информационных технологий Валерий Езерский. – В администрациях дорог других государств этой теме также уделяют большое внимание. Например, в России работа развивается по трем направлениям: паспортизация дистанций пути, автоматизация диагностики инфраструктуры и выстраивание взаимосвязи с финансовыми ресурсами, то есть повышение экономической эффективности эксплуатации, диагностики и содержания объектов. Подобный подход актуален и для Белорусской железной дороги.
Одна из целей этой работы – постепенный переход от планово-предупредительного ремонта к оздоровлению путевой инфраструктуры в зависимости от ее состояния, на основании анализа полученных диагностических данных. Поэтому большое внимание будет уделено совершенствованию самой системы диагностики объектов.
В данном направлении необходимо решить две важнейшие задачи: перейти к формированию заданий по диагностике с использованием геоинформационных технологий, а также усовершенствовать процесс обработки получаемых сведений.

Новый уровень ремонта и сервиса

– Опыт в путевом хозяйстве будет использован и в сферах сигнализации и связи, электрификации и электроснабжения, а также других, – отмечает Игорь Отлига. – Однако наработки придется в значительной степени адаптировать к той либо иной специфике. Например, у путейцев есть свои средства диагностики – дефектоскопы, вагоны-дефектоскопы, вагоны-путеизмерители. Они применяются для периодической, офлайновой проверки. А у связистов и энергетиков хорошо развит онлайн-контроль, дистанционный мониторинг. Кроме того, используются собственные специфические каналы связи. С учетом этого одна из важнейших задач – унифицировать методы контроля и получения информации.
Переход к новым подходам управления инфраструктурой требует совершенствования и нормативной базы. Например, необходимо четко определить границы парков станций, от привязки к физическим объектам перейти к их виртуальным координатам в системах геоинформационного позиционирования. Проще говоря, если раньше точка расположения локомотива или поезда в определенный момент времени определялась на основании его размещения между двумя светофорами на участке дороги, то в дальнейшем ориентирами будут географические координаты. С течением времени благодаря развитию информационных технологий и внедрению устройств мониторинга и диагностики инфраструктуры точность расположения объекта будет повышаться.
Подобная локализация позволит выходить на качественно новый уровень решения важнейших задач. Например, появится возможность более точечно и оперативно ремонтировать, обновлять объекты инфраструктуры. Грузовладельцы смогут практически в режиме реального времени отслеживать перемещение поезда и конкретного вагона. А пассажирам станет доступна информация о расположении поездов и прогнозе прибытия на конкретную станцию (по аналогии с обратным отсчетом времени, который отображается, например, на табло остановочных пунктов общественного транспорта в Минске).

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика