Январь
Пн
13
2025

Анатолий Ярмоленко: «Пусть в ваших домах звучат хорошие песни!»

«Глухариная заря», «Алеся», «Шумите, березы», «Каханая», «Переживем» – эти песни стали золотыми хитами советской эстрады и принесли вокально-инструментальному ансамблю «Сябры» народную любовь. Прошло почти полвека, но он по-прежнему остается популярным, его творчество находит отклик в сердцах слушателей. Подробнее о том, что помогает «Сябрам» сохранять завоеванные позиции, а также о многом другом – в нашем интервью с солистом и художественным руководителем коллектива, народным артистом Беларуси Анатолием Ярмоленко.

– Анатолий Иванович, мы знаем, что Ваше раннее детство прошло в городе Казатин Винницкой области (Украина), где основную занятость местных жителей обеспечивают предприятия железнодорожного транспорта, поскольку одноименная станция является важным узлом на Юго-Западной железной дороге. Скажите, кто-то из членов Вашей семьи имел отношение к стальной магистрали?
– Там действительно все так или иначе связаны с железной дорогой. Например, железнодорожником был мой брат (работал в дистанции электроснабжения). Мама долгие годы трудилась в отделе рабочего снабжения (ОРСе) Юго-Западной железной дороги – продавцом в вагоне-лавке. К слову, когда я родился, она не могла долго оставаться в декрете, уже через две недели вышла на работу. На станции Казатин меня и зарегистрировали, поэтому в паспорте у меня стоит дата 15 ноября, но отмечаем мы фактическую дату – 2 ноября.
У мамы была разъездная работа, я с ней в детстве тоже много ездил по железной дороге. Ребенком занимался в местном клубе железнодорожников – в духовом оркестре. Много лет спустя, когда мы уже жили в Минске, мама пела в хоре ветеранов в клубе железнодорожников.
Из Украины мы вскоре переехали в Гомель. Там я поступил в музыкальное училище, работал при филармонии в различных коллективах, затем появились «Сябры». В 1974 году мы стали дипломантами Первого республиканского конкурса артистов эстрады (Минск), после чего отправились в Москву – к слову, тоже на поезде. Как сейчас помню, вышли на Белорусском вокзале и сказали себе: «Мы приехали покорять Москву!». Так и получилось. В 1977-м
«Сябры» – лауреаты Всесоюзного конкурса советской песни, в 1978-м – телевизионного фестиваля «С песней по жизни». В 1980-м записали первый диск на фирме «Мелодия», а через год – впервые вышли в финал передачи «Песня-81» с композицией «Алеся» и попали в пятерку лучших коллективов СССР.
– Вам приходилось много гастролировать по Союзу, часто пользовались поездами?
– Конечно. Я до сих пор помню многие вокзалы и названия станций, например, в Казахстане – Макат, Есиль, Доссор. По Свердловской железной дороге мы доезжали до станции Ивдель. Колесили по всему Союзу, за исключением Дальнего Востока (туда лучше самолетом).
А так, приезжаем, разгружаем аппаратуру, выходим, отрабатываем концерт, загружаемся в следующий состав, отправляемся дальше. Во время гастролей мы буквально жили в поездах.

На «Песне года» с внуком Анатолием

– В одном из интервью Вы сказали, что с профессией определились в армии…
– Так и есть. Я служил в Бакинском округе ПВО в ансамбле песни и пляски. В этом же коллективе вольнонаемным исполнителем работал Муслим Магомаев. Помню, как я, солдат, стоял за спиной будущего народного артиста СССР и подпевал «Люди мира, на минуту встаньте». После армии я работал в Гомельской областной филармонии в ансамбле «Сувенир» (1969 – 1971 гг.). В его составе в то время были Александр Градский и Александр Буйнов. Но вскоре они оба уехали в Москву. А мы с друзьями решили создать ВИА «Сябры».
– Другие варианты будущей профессии Вы не рассматривали?
– В детстве, как многие мальчики, я хотел быть водителем. Но вообще меня всегда влекло на сцену.
– В прошлом году «Сябры» отметили свое 45-летие. Вы всегда подчеркивали, что коллектив не гонится за модой и отдает предпочтение таким вечным темам, как любовь к родине, к природе. Но может, есть какие-то темы или направления, которые хотелось бы добавить в свою творческую копилку?
– Мы никогда не гнались за модой, это правда, но всегда оставались современными, старались быть – как сейчас говорят – «в тренде», использовать актуальную музыкальную стилистику, вплоть до хип-хопа и рэпа. Так, на одном из своих недавних концертов я вместе с внуком Анатолем (он меня приобщает к этому стилю) исполнил такую нехарактерную для меня композицию. Всем очень понравилось. Друзья сказали, что теперь можно считать, что я занимаюсь не только творчеством, но и шоу-бизнесом!
– На железной дороге чтут трудовые династии. У Вас своя творческая профессиональная династия, которая насчитывает несколько поколений. Расскажите, как любовь к сцене передается в Вашей семье по наследству?
– Талант дается нам свыше, и он либо есть, либо нет. Но вот любовь к исполнительскому искусству передать можно. Мне любовь к пению привила мама (она прекрасно пела и играла на гитаре), а ей – ее отец, мой дед – человек одаренный от природы (он был священником, потом – учителем). Помню, как по вечерам мама брала гитару и пела, а мы с братом ей подпевали.
В этом же направлении она стремилась развивать и моих детей – своих внуков. Именно она отвела маленькую Алесю в школу искусств в Гомеле.
Сын Святослав сразу пошел по моим стопам. Поступил в музыкальное училище. Рано увлекся электронными технологиями, что впоследствии пригодилось для нашей работы. Сегодня работает со мной в «Сябрах».
Дочь хотела быть биологом или врачом. Но тогда произошел распад Союза, а у нас в коллективе было много музыкантов из разных уголков большой страны (Самары, Куйбышева, Баку и т. д.). Трудно стало вместе работать, когда между бывшими союзными республиками появились границы, у каждого государства своя валюта. А у меня были запланированы гастроли на Дальнем Востоке. Уезжать через три недели, вот я и решил взять Алесю с собой. Она знала репертуар, владела фортепиано. Ей было интересно. Вначале играла на клавишных, потом запела.
Будучи школьницей, она очень переживала, когда я уезжал на гастроли. Позже гастролировала с нами. Поэтому не хотела, чтобы ее сын стал артистом, ведь в таких семьях дети редко видят родителей. Но мальчик сделал выбор в пользу сцены. И вот теперь мы выступаем вместе с Анатолем Ярмоленко-младшим.
Как видите, династию специально никто не создавал, силком на сцену никого не тащил. Вообще, принято считать, что детям и внукам известных людей легко, но это не так. На самом деле гораздо сложнее. Это не крылья, которые несут, это груз ответственности, который заставляет сильнее и упорнее работать, чтобы двигаться вперед.
– У Вас еще есть внучка Ульяна и внук Макар, в них тоже бьется творческая жилка?
– А как же! Ульяна – дочь сына, окончила театральный вуз, сейчас снимается в кино. Ей 20 лет, очень способная девочка, все у нее впереди. Тоже поет. Думаю, попробуем с ней вместе что-то записать, но, очевидно, для роли в кино.
А Макар еще маленький, но и у него уже есть склонности к музыке. Он тянется и к дудочке, и к гармошечке, к тем музыкальным инструментам, которые я ему дарю. Но станет ли он артистом – покажет время.
– В любой профессии, которая связана с общением с людьми, есть риск эмоционального выгорания. Какое противоядие от этого нашли Вы?
– Если ты в жизни один, а на сцене другой, то, конечно, тебе надо перестраиваться, заставлять себя улыбаться, быть позитивным (я знаю таких артистов). Все это требует усилий. А я – какой в жизни, такой и на сцене. Мне не приходится переламывать себя. Я просто остаюсь собой. И если мне что-то не нравится, могу это не делать. Например, никогда не ставил финансовый вопрос во главу угла. И если пообещал выступить на каком-то предприятии, где меня ждут, то не нарушу слова, даже если мне предложат вместо этого выступить, скажем, на корпоративе, за солидный гонорар. Я не предам своего слушателя. И всегда стараюсь не работать на Новый год, когда у большинства артистов праздничный «чес», остаюсь с семьей.
– А какие-то семейные традиции по встрече Нового года у Вас есть?
– Главное – встречаем вместе. Даже если у дочери или сына потом запланирована работа, все равно на сам Новый год они всегда с нами, а где-то через полчаса уже могут ехать выступать. Мы устраиваем веселые розыгрыши, получаем от Деда Мороза подарки. Семья – это очень важно.
– Читателям нашей газеты будет приятно получить новогоднее поздравление от народного артиста Беларуси, почетного гражданина города Минска Анатолия Ярмоленко.
– Всему дружному коллективу Белорусской железной дороги я желаю удачи и счастья в новом году. Главное – идти по жизни
с позитивом. Помните: все проходит. Оставляйте обиды, печали и горести в уходящем году. С собой берите только радость и отличное настроение. И чем больше этого будет, тем лучше у вас все получится. Пусть в вашем доме чаще собираются родные и друзья на праздники, пусть звучат хорошие песни, в том числе и песни ансамбля «Сябры», ведь они несут позитив. Будьте счастливы!
Я и сейчас пользуюсь услугами Белорусской железной дороги. Хотел бы отметить, что все ее поездные бригады вежливые и высокопрофессиональные, в вагонах – аккуратно и чисто. Этим всегда славилась наша стальная магистраль. Молодцы! Держите марку!

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика