Будет эффект, когда обнаружат дефект
Обнаружить скрытый дефект, проверить ролик подшипника и определить его состояние – эти и другие задания выполняли участники дорожного конкурса профессионального мастерства среди дефектоскопистов вагонного хозяйства, который состоялся в Жлобине.
– Среди 11 участников, делегированных вагонными депо магистрали, есть настоящие профи, – отметила член комиссии, ведущий инженер Конструкторско-технического центра Зоя Стаховская. – Но победить нелегко. Впервые в рамках конкурса проводились межлабораторные сличения. Помимо теоретической части участникам предложили два практических задания, для которых с целью проведения испытаний по визуальному и ультразвуковому методу неразрушающего контроля взяли единый образец.
Общие и специальные вопросы тестирования касались правил проведения магнитопорошкового, ультразвукового и визуального методов неразрушающего контроля, а также охраны труда.
Блестяще с теорией справился представитель Жлобинского вагонного депо Дмитрий Пашковский. Молодой человек правильно ответил на 114 вопросов из 117 предложенных.
Затем первый практический этап – визуальный метод контроля.
– В качестве стандартного образца выбрали ролик подшипника. Его дефекты заранее определили и внесли в паспорт объекта, – ввела в курс дела представитель Белорусского государственного института метрологии – провайдера по проведению межлабораторных сличений – инженер Ирина Белькевич. – Далее результаты измерений будут переданы в Белорусский центр аккредитации, где их сравнят с контрольными. Несоответствие результатов служит сигналом для принятия корректирующих мер и совершенствования работы тех лабораторий, в которых были получены не соответствующие образцу данные. Проведение таких испытаний позволяет усовершенствовать работу лабораторий неразрушающего контроля, а значит – повысить качество обслуживания подвижного состава и безопасность движения поездов.
Особую внимательность при выполнении первого практического задания продемонстрировал Виталий Шауро из Молодечно. От его взгляда не ускользнул ни один дефект. В рефрижераторном вагонном депо он работает с 2016-го. В том же году участвовал в аналогичном дорожном конкурсе профмастерства, где занял первое место. Глубокие знания теории и высокий уровень практического мастерства конкурсанта отметило и жюри нынешнего конкурса.
– Виталий не только правильно поставил «диагноз» ролику подшипника, грамотно составил технологическую карту контроля, но и указал нормативные документы, которыми руководствовался при определении каждого дефекта. Этот специалист – единственный среди конкурсантов, получивший 5 баллов, – рассказал председатель комиссии, заместитель начальника службы вагонного хозяйства Александр Динкевич.
В группу лидеров, которая определилась уже после первого конкурсного дня, вошли также дефектоскописты из Минска, Могилева, Барановичей и Орши – Анастасия Соловьева, Светлана Горбунова, Ольга Целоусова и Алла Булгач соответственно.
Во второй конкурсный день участников снова ожидало практическое испытание. С применением ультразвукового метода неразрушающего контроля предстояло определить «диагноз» у сложного «пациента» – металлического кубика размером 50 на 50 см. Внешне он был идеален, а внутри скрывал несколько искусственно созданных пустот.
Их глубину, точные координаты, расположение от краев плоскостей и должны были определить участники.
В итоге победу в конкурсе праздновал представитель Жлобинского вагонного депо Дмитрий Пашковский. Всего на два балла уступил ему работник рефрижераторного вагонного депо Молодечно Виталий Шауро – у него второе место. На третьем – минчанка Анастасия Соловьева.
Лидия СЕРГЕЕВА