В ритме высоких скоростей

Моторвагонное депо Минск отметило 55-летие.

История предприятия началась 1 января 1964 года. Сегодня подвижной состав столичного моторвагонного депо курсирует по участкам общей протяженностью 1051 км – из столицы в Вильнюс, Гомель, Барановичи, Брест, Оршу, а также в города-спутники Минска и пригородную зону. Перевозки пассажиров обеспечивают поезда эконом- и бизнес-класса регионального, межрегионального и международного сообщения и поезда городских линий.

7 декабря 1963 года от перрона столичного железнодорожного вокзала по маршруту Минск – Олехновичи отправился в первый рейс электропоезд, которым управлял машинист Георгий Галкин. 1 января 1964 года моторвагонное депо Минск получило собственный расчетный счет в Госбанке, а 24 января произошло его отделение от локомотивного. В течение года были введены в эксплуатацию тракционные пути, трансформаторная подстанция с оборудованием, осветительная линия и прожекторная мачта, производственный корпус с мастерскими. К лету 1965-го завершились все работы, обеспечивающие полноценную деятельность предприятия.
Электрификация новых участков способствовала пополнению приписного парка депо, что в свою очередь требовало расширения его ремонтной базы. В 1967 году в цехе ТО-3 был освоен текущий ремонт электропоездов в объеме ТР-2, спустя пять лет сдан в эксплуатацию новый специализированный цех ТР-2 на три смотровые канавы с двумя комплектами домкратов и мостовым краном на 15 тонн. В 1975-м смонтирован первый на Белорусской железной дороге станок КЖ-20МХ для обточки колесных пар без выкатки их из-под вагона. Через три года введена в эксплуатацию моечная машина для наружной обмывки кузовов вагонов электропоездов. С 1985-го по 1996 год в депо прошла масштабная реконструкция.

Начальник моторвагонного депо Минск Анатолий Карпович

В этот период до 273 метров был удлинен цех ТО-3, ТР-1 со смотровыми канавами и мастерскими. Это позволило вместить в помещение состав с количеством до 12 вагонов. Построен отдельный цех ТО-4 со станком КЖ-20 ТФ-1 для обточки колесных пар без выкатки их из-под вагона, возведено новое четырехэтажное административно-бытовое здание со складом запасных частей. Путевое хозяйство пополнилось технологическим парком отстоя электропоездов.
Большой вклад в развитие моторвагонного депо Минск внес первый начальник предприятия – Михаил Плышевский. Почетный железнодорожник работал в этой должности 22 года. По его инициативе был построен цех большого периодического ремонта, появилось центральное отопление, депо было укомплектовано электропоездами новых серий, сформирован сплоченный квалифицированный коллектив. Начатое им дело продолжили Николай Григоренко (1986 – 1996), Николай Соболевский (1996 – 2002), Олег Сидорович (2002 – 2015) и Анатолий Карпович (с 2015 – по н/в). Четверть века в должности главного инженера предприятия трудился Иван Белый, внесший немало предложений по модернизации производственно-технической базы депо, оснащению новым оборудованием, улучшению условий труда. Это дело продолжает нынешний главный инженер Вадим Полищук.
С 2010 года приписной парк моторвагонного депо начал пополняться новым подвижным составом. Первыми прибыли электропоезда серии ЭПГ и ЭПР производства швейцарской компании АО «Stadler Bussnang AG». 10 сентября 2011 года было открыто движение электропоездов городских линий сообщением Минск – Ждановичи – Минск. А в декабре этого же года пассажиры смогли оценить новые электропоезда региональных линий на маршрутах Минск – Барановичи – Брест и Минск – Орша, а с 2013-го – Минск – Бобруйск – Жлобин и Минск – Руденск. В 2013 – 2014 годах парк депо пополнился новыми электропоездами серии ЭПР, которые начали курсировать из столицы в Гомель, Оршу, Брест. В 2016-м в депо поступили два семивагонных поезда серии ЭПМ, осуществляющие безостановочное движение из столицы в город над Сожем. В сентябре 2017 года открыто регулярное движение поездов ЭР9 на участке Молодечно – Гудогай, а в декабре – регулярное движение электропоездов серии ЭП по маршруту Минск – Вильнюс. Сейчас электропоезда депо осуществляют до 64% пригородных перевозок всей дороги.
– В 2017 году в депо освоен новый вид ремонта электропоездов серии ЭП в объеме СР-1, разработаны перечень необходимых работ, соответствующая технологическая документация, направленная на улучшение качества ремонта подвижного состава, обеспечение безопасности движения, соблюдение техники безопасности, – отмечает руководитель предприятия Анатолий Карпович.
В 2018 году на предприятии организована наружная мойка электропоездов в круглосуточном режиме. Кроме того, реализовано техническое решение по предоставлению доступа к сети Интернет с использованием технологии Wi-Fi в электропоездах серии ЭПРII и ЭПМ. В электропоездах серии ЭПМ возможен доступ к мультимедийному контенту для трансляции справочно-информационных материалов, аудио- и видеопродукции. Для обеспечения безопасности движения поездов межрегиональных линий на участке Минск – Вильнюс в восьми составах электропоездов серии ЭПР установлены терминалы стандарта связи GSM-R для возможной эксплуатации их за границей.
С целью повышения безопасности движения, качества и конкурентоспособности оказываемых услуг специалистами депо разработана и внедрена система менеджмента качества «Подготовка машинистов и подвижного состава серии ЭП в рейс». В 2018 году завершена работа по ее сертификации на соответствие новому стандарту СТБ ISO 9001-2015.
Также совершенствуется и дооборудуется имеющийся приписной парк электропоездов серии ЭР9, чтобы исключить ресурсные отказы с учетом оставшегося срока службы. В настоящее время в приписном парке депо их 39, еще 18 составов электропоездов серии ЭП и два маневровых тепловоза серии ТМЭ3.
– В 2018 году локомотивные бригады провели 92 893 поезда, что на 4302 больше, чем в 2017-м. Поездами городских линий перевезено 3,8 млн. пассажиров, региональных линий – почти 32 млн., что в совокупности выше уровня 2017-го на 2,3%, – рассказывает Анатолий Анатольевич. – В целом мы выполняем основные технико-экономические показатели работы.
В депо обустроена технологическая позиция для осуществления всех видов технического обслуживания и проведения текущего ремонта электропоездов серии ЭР9 и ЭП. Приобретен и установлен комплект домкратов для подъема семивагонных электропоездов серии ЭП, заменено силовое питающее электрооборудование участка, модернизировано освещение внутри цеха, оборудованы помещения для персонала участка по ремонту и обслуживанию электропоездов серии ЭП, введен в эксплуатацию колесотокарный станок «Talgo 3112». К 2020 году парк электропоездов серии ЭП планируется увеличить, в связи с чем разработан проект строительства дополнительного цеха для обслуживания и ремонта поездов серии ЭП, создания отдельного пассажирского комплекса для их отстоя и экипировки на станции Минск-Северный, организации производственного участка по круглогодичной автоматизированной мойке в приемоотправочном парке Минск-Сортировочный, реконструкции существующей мойки подвижного состава в моторвагонном депо.
Большое внимание на предприятии уделяется наведению и поддержанию порядка на производственных участках, благоустройству территории и созданию безопасных условий труда. В 2019-м запланирован текущий ремонт цеха ТО-3, ТР-1, ряда производственных участков, комнат отдыха локомотивных бригад. Кроме того, должен быть завершен капитальный ремонт цеха ТР-2, ТР-3 и его фасадов, административно-бытового корпуса, склада модусных узлов.
В моторвагонном депо Минск трудится чуть менее тысячи человек. Из них 413 – члены локомотивных бригад. Повышение их профессионального уровня осуществляется в постоянном режиме. Многие сотрудники отмечены отраслевыми наградами, а также занесены на Доску почета Минского отделения. Коллектив моторвагонного депо – пример преданности профессии, которая здесь передается из поколения в поколение. По итогам первого полугодия 2018-го он победил в производственном соревновании среди предприятий столичного отделения. Несколько лет подряд депо выигрывало ежегодную спартакиаду среди предприятий Минского отделения.
– За более чем полувековую историю предприятию удалось расширить маршрутную сеть поездов более чем в 20 раз, обеспечить перевозки пассажиров инновационным подвижным составом, сформировать постоянный пассажиропоток, усовершенствовать оказываемые услуги, – подытожил Анатолий Карпович. – Это результат работы всего нашего коллектива. Несмотря на то, что многое еще предстоит сделать, мы с уверенностью смотрим в будущее.

Анна МЕРКУШЕВИЧ

Яндекс.Метрика