Октябрь
Вс
25
2020

Эффект обновления

Мобильная связь стандарта GSM-R придет на смену нынешней технологической радиосвязи, новые универсальные устройства питания обеспечат бесперебойную работу оборудования, а расширение сети волоконно-оптических линий ускорит внедрение новых технологий, в том числе для мониторинга объектов и оборудования, дистанционного управления. О достижениях и перспективах развития хозяйства сигнализации и связи рассказал начальник профильной службы Управления Белорусской железной дороги Алексей Гончаров.

– Алексей Петрович, какие из достижений в хозяйстве сигнализации и связи Белорусской магистрали в 2018 году Вы считаете наиболее значимыми, и в чем это выражается?
– Главное – в минувшем году мы выполнили ремонтную программу на 99%, что является наилучшим результатом за последние несколько лет. Это позволяет поддерживать оборудование в исправном состоянии, минимизировать сбои и обеспечивать безопасность движения поездов. При реализации ремонтной программы акцент сделан на концентрацию ресурсов: вместо распыления средств по многим объектам мы объединяем их и направляем на наиболее значимые.
Среди достижений – и широкое внедрение цифровой связи, которая сменила аналоговую. Благодаря этому обеспечиваются высокое качество и надежность услуг. Очень важно и развитие центра диагностики нашего хозяйства. Благодаря комплексу технических средств дистанционно контролируется исправность устройств, выявляются предотказные состояния и оперативно принимаются профилактические меры.
В 2018 году проведена опытная эксплуатация универсальных устройств питания.
В нынешнем эта работа продолжится: устаревшие устройства заменят новыми на 15 станциях, прежде всего на участках Осиповичи – Минск – Молодечно, а в дальнейшем – от Орши до Бреста. Отказы устройств СЦБ в основном связаны с нестабильностью электропитания. Новое микропроцессорное и другое оборудование очень чувствительны к скачкам напряжения. Универсальные устройства питания помогут снизить риски возникновения сбоев.
– Для внедрения на Белорусской железной дороге информационных технологий и передовых устройств необходимы надежные каналы связи. Какие задачи в данной сфере на ближайшую перспективу?
– Действительно, со временем информационные потоки возрастают, что требует наличия высокоскоростных и надежных каналов связи. Без таких ресурсов сегодня невозможно представить современные услуги по перевозке грузов, продаже билетов пассажирам, видеонаблюдению за объектами и устройствами, оперативному получению и анализу экономической и другой информации. В 2018 году мы продолжили строительство ВОЛС – она появилась между Микашевичами и Лунинцем.
В плане на 2019-й – каблирование воздушных линий от Крулевщизны до Воропаево, аналогичные работы на участке Витебск – Езерище, а затем в центре внимания будет участок от Воропаево до Друи. В перспективе модернизация затронет и участок Минск – Брест, а также другие направления. Шаг за шагом предполагается формировать разветвленную сеть ВОЛС, чтобы на всех станциях Белорусской железной дороги, даже самых удаленных, была обеспечена бесперебойная и надежная передача информации.
– По каким основным направлениям развивалась телефонная и радиосвязь в 2018 году? Какие изменения ожидаются?
– Аналоговая связь, внедренная несколько десятилетий назад, уже не соответствует современным требованиям. Для обеспечения безопасности перевозок и оперативного принятия решений диспетчерам, дежурным по станции, локомотивным бригадам и другим железнодорожникам необходимо наладить тесное взаимодействие на качественно новом уровне. Одним из важных проектов станет внедрение мобильной технологической связи стандарта GSM-R (будет использован опыт Европейского союза). В 2019 году на участке Минск – Молодечно – Гудогай начнется строительство базовых станций. Затем география покрытия будет расширяться, в том числе благодаря сотрудничеству с белорусскими операторами сотовой связи. Благодаря реализации этого проекта абонентам будет предоставлена качественная связь, а также возможность перехода от групповых соединений к точечным, при которых, например, локомотивные бригады смогут напрямую получать информацию от дежурного по станции, не отвлекаться на сообщения, адресованные другим абонентам.
Новые перспективы открывает и внедрение IP-телефонии. Такие проекты были успешно реализованы в Могилеве и Витебске. Благодаря этому у абонентов появилась возможность не только разговаривать друг с другом, но и пользоваться, в частности, возможностями конференц-связи, видеозвонков. Это особенно актуально в работе, например, Контакт-центра Белорусской железной дороги, сформированного в Могилеве. Следующий шаг – внедрение IP-телефонии в Гомеле, а затем и в остальных отделениях дороги. Оптимизация и модернизация в перспективе приведут к тому, что на магистрали вместо прежних 90 АТС останутся лишь 6. Это сократит эксплуатационные расходы и повысит качество связи.
– Как в настоящее время осуществляется процесс внедрения устройств микропроцессорной централизации? Какие задачи поставлены на ближайшие годы?
– Значительный объем работы по внедрению устройств МПЦ выполнен на участке от Осиповичей до Гомеля. Для обывателя это кажется несущественным, но специалист осознает всю масштабность данных мероприятий. Например, в Жлобинском узле кабельные линии уложены общей протяженностью около 600 км, сотни устройств заменены, проверены и запущены в эксплуатацию.
Среди предстоящих крупных объектов – Гомельский железнодорожный узел. Много работы предстоит и на участке Жлобин – Калинковичи – Словечно. Хорошими темпами идет внедрение МПЦ в Калинковичском узле, на станциях Мормаль, Ящицы. В 2019 году первый поезд на электротяге должен отправиться из Жлобина в Светлогорск. Поэтому развитие инфраструктуры сигнализации и связи – наш вклад в общее дело.
Много работы предстоит и в Могилевском узле, а также на участке Барановичи – Лунинец – Калинковичи. Такое обновление важно для улучшения условий труда дежурных по станциям, электромехаников и других железнодорожников, для сокращения эксплуатационных расходов и совершенствования перевозочного процесса, увеличения пропускной способности участков.
– Какие меры предпринимаются для расширения дистанционного управления устройствами сигнализации и связи, их удаленного мониторинга и снижения эксплуатационных расходов?
– Внедрение МПЦ и других устройств создает предпосылки для организации Центра диагностики хозяйства сигнализации и связи. Мы заканчиваем опытную эксплуатацию на участке Осиповичи – Жлобин – Гомель. В дальнейшем территориальный охват и спектр объектов мониторинга предполагается расширять, для чего в новом Центре управления перевозками будут оборудованы рабочие места диспетчеров. Кроме технического развития предстоит совершенствовать нормативную базу. Такой комплексный подход позволит оптимизировать эксплуатационные расходы, уменьшить число отказов технических средств и повысить безопасность перевозок.
– По каким еще перспективным направлениям будет развиваться хозяйство сигнализации и связи в 2019 году и в последующий период?
– Главное для нас сейчас – повышение качества выполнения ремонтной программы. Это в первую очередь касается замены замедлителей на сортировочных горках, источников питания, оснащения переездов современными устройствами сигнализации. Продолжится оптимизация сети АТС и внедрение МПЦ. Инвестиции в модернизацию инфраструктуры хозяйства сигнализации и связи не только принесут ощутимый экономический эффект для всей дороги, но и будут способствовать укреплению безопасности движения, увеличению объема перевозок, а также повышению привлекательности услуг для пассажиров и грузоотправителей.

Руслан
АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика