Верны своему пути
Почти два с половиной столетия представители семьи Романовских из Осиповичей трудятся на магистрали. Эти люди работали на разных предприятиях узла, но в основном – в местном вагонном депо.
Началась династия Романовских с Дмитрия Семеновича. В его трудовой книжке среди множества записей о поощрении только одна о приеме на работу – стрелочником на станцию Осиповичи. Его трудовой стаж на железной дороге – 42 года. Хотя был и вынужденный перерыв в работе: Дмитрий Романовский прошел Великую Отечественную.
После Победы восстанавливал разрушенное хозяйство, был активистом стахановско-кривоносовского движения, ставил трудовые рекорды, дважды становился «Ударником сталинского призыва». А удостоиться этой чести было непросто.
Не обошла стороной война и первенца основателя династии Леонида. 18-летним парнем он присоединился к местным партизанам, имел боевые награды. После войны три десятка лет работал осмотрщиком-автоматчиком в вагонном депо, был активистом профсоюзного движения.
Столько же лет отдала железной дороге и супруга Леонида Дмитриевича Галина Михайловна: она была бухгалтером дистанции гражданских сооружений. И тоже активно участвовала в восстановлении Осиповичского железнодорожного узла, не единожды за добросовестную работу ее поощряли премиями, благодарностями и грамотами.
Средний сын Романовских Анатолий после службы в армии тоже пришел в вагонное депо. И не на один день: осмотрщиком-ремонтником вагонов он добросовестно отработал 38 лет. Возглавлял совет общественных инспекторов по безопасности движения ПТО на станции Осиповичи, был наставником молодежи – передавал свои знания, приобретенные за долгие годы работы. Награжден наручными часами от министра путей сообщения СССР.
27 лет с вагонным депо была тесно связана и его супруга Мария Васильевна. Она трудилась проводником пассажирского вагона, затем уборщиком служебных помещений.
Не стоял вопрос с выбором профессии и перед младшим сыном Романовских Владимиром: «Буду рядом с братьями трудиться и продолжать дело отца», – сказал он однажды на семейном совете.
Начинал слесарем-автоматчиком в том же вагонном депо, где трудились его отец и братья. В работе много внимания уделял производственному процессу, постоянно интересовался новыми технологиями и внедряемым на предприятии оборудованием, стремился повышать знания и квалификацию. И вскоре освоил профессию осмотрщика вагонов. В 1985-м был назначен на должность старшего осмотрщика вагонов ПТО на станции Осиповичи.
Владимир Дмитриевич как и отец, занимался общественной работой – был секретарем партийной организации, членом партийного комитета Осиповичского железнодорожного узла, членом горкома КПБ. Это характеризует его как честного, ответственного и надежного человека. В отношениях с подчиненными во главу угла всегда ставил принцип взаимоуважения, являлся для них не только руководителем, но и хорошим товарищем. Благодаря своей коммуникабельности мог найти подход к каждому. Его смена неоднократно занимала призовые места в производственном соревновании, а в 1986-м была признана лучшей на Белорусской железной дороге.
– В нашем ПТО обслуживались поезда, следующие на Минск, Могилев, Жлобин, Слуцк, – рассказывает железнодорожник. – От работы коллектива напрямую зависит безопасность движения поездов. Мне, как руководителю, необходимо было контролировать соблюдение требований охраны труда на местах, технологической и трудовой дисциплины, выполнение количественных и качественных показателей, поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе.
Добросовестное отношение Владимира Романовского к труду не осталось незамеченным. Руководство предприятия и отделения дороги не раз поощряло его почетными грамотами и премиями. В 1974-м за высокие показатели в труде и активное участие в общественной жизни был награжден Почетной грамотой Могилевского обкома комсомола. В 1983-м Владимир Дмитриевич стал «Лучшим работником Могилевского отделения», а еще через два года ему был присвоен 1-й класс осмотрщика вагонов. Кроме того, железнодорожник – победитель отраслевого конкурса «Лучший по профессии», отмечен знаком «Ударник XI пятилетки» Министерства путей сообщения СССР, грамотами Осиповичского горкома КПБ и Осиповичского районного исполнительного комитета. Но самые дорогие для него награды – орден Трудовой Славы, которого Владимир Романовский был удостоен в 1986-м, и знак «Почетный железнодорожник» (в 2005-м).
Под стать себе выбрал Владимир Дмитриевич и спутницу жизни.
К слову, Надежда Степановна некоторое время работала оператором при дежурном по станции. Супруги Романовские вырастили дочерей Оксану и Веронику. Сейчас помогают им воспитывать внуков, в которых души не чают, частенько балуют ребят вниманием и подарками.
Сегодня трудовую вахту семьи Романовских в вагонном депо продолжает сын Анатолия Дмитрий. До армейской службы он два года работал монтером в дистанции пути, а с 1996-го трудится осмотрщиком-ремонтником вагонов. Увлекается спортом и всегда с удовольствием отстаивает честь команды своего предприятия на состязаниях различного уровня по мини-футболу и волейболу.
– Трудолюбив, дисциплинирован, старателен, всегда готов прийти на помощь, – так отзывается о нем начальник ПТО на станции Осиповичи Александр Хмара. И эти слова красноречиво характеризуют всю трудовую железнодорожную династию Романовских.
Георгий АЛЕЙНИКОВ