Октябрь
Вт
20
2020

Когда дорога значит много

Есть семьи, где людей объединяют не только крепкие родственные отношения, но и работа, в частности – на железной дороге. Для брестчанина Валерия Заболотина именно она стала нитью, связавшей его с предками в нескольких поколениях. Представители этой дружной и трудолюбивой семьи всегда честно работали на магистрали и с душой относились к своему делу. Общий стаж династии Заболотиных составляет уже более 150 лет.

История этой семьи началась далеко от Беларуси. В 1902 году в селе Поплевино Рязанской области родился Степан Титович Заболотин. Именно он и стал родоначальником династии.

Дорожил мундиром

– Раньше я с родителями каждый год ездил в гости к дедушке Степану Титовичу на поезде, – рассказывает Валерий Иванович. – Он работал на Московской магистрали: сначала экспедитором, а после Великой Отечественной войны билетным кассиром. Я видел, как дедушка проверял билеты у пассажиров перед отправлением поезда со станции. Ему нравилась эта работа, но особенно он дорожил своей железнодорожной формой. Степан Титович трудился на магистрали около 40 лет.
В свободное время предпочитал рыбалку, а летом тихую охоту. Он вырастил четверых детей, один из сыновей – Иван Степанович – пошел по его стопам.
– Это был мой отец, который родился в 1927 году, – продолжает Валерий Иванович. – Среди всех представителей нашей семьи у него самый большой трудовой стаж – 47 лет. К сожалению, его давно уже нет в живых, но мы помним, что магистраль он всегда считал стабильной и развивающейся отраслью. Наверное, именно поэтому и работал на ней столько лет.

Иван Заболотин

От кочегара до машиниста

Иван Заболотин приехал в Беларусь в 1946 году и устроился в паровозное депо Брест тогда еще Брест-Литовской железной дороги помощником кочегара. В России он окончил семь классов, поэтому в городе над Бугом поступил в вечернюю общеобразовательную школу. На машинистов своего предприятия всегда смотрел с восхищением – очень хотел оказаться на их месте.
Постепенно шел к этой цели. Вскоре окончил курсы и устроился помощником машиниста. А в 1951-м встал за правое крыло паровоза. Через два года ему присвоили 3-й класс.
– Мой отец работал в маневровом движении в Брестском железнодорожном узле на паровозах различных серий – Эр и СО, – рассказывает собеседник. – Работы у него всегда было очень много. Помню, как носил ему обеды к паровозу. Отец отлично знал устройство паровых машин и мог самостоятельно починить практически любой узел. Раньше каждый паровоз был закреплен за конкретным машинистом. Однако Иван Степанович и за своим локомотивом успевал присмотреть, и другие помогал ремонтировать. Его называли мастером на все руки.
В 1951 году ему была объявлена Благодарность и вручена денежная премия. Немногим позже его вновь поощрили за безаварийную работу на железнодорожном транспорте. Иван Заболотин был известен и как активный рационализатор. Неоднократно за этот труд его также премировали.
– Когда отца награждали, он всегда приглашал на это мероприятие всю семью, – продолжает Валерий Заболотин. – В такие моменты мы испытывали особую гордость за него. Железнодорожников, в том числе и отца, поздравляли представители руководства отделения и Белорусской магистрали.
Иван Степанович работал на предприятии до 1993 года. Последнее время, до выхода на заслуженный отдых, был машинистом (кочегаром) котельной, оператором и слесарем по ремонту котельного оборудования. В 2003-м, его, к сожалению, не стало. Дело отца продолжил его сын Валерий Иванович. Кстати, супруга Ивана Степановича Валентина Ефимовна около 15 лет работала уборщицей в брестских железнодорожных техникуме и училище.

Валерий Заболотин

В своем деле – лучший

– Я часто бывал у отца в депо, поэтому в отличие от своих сверстников имел довольно четкое представление о железной дороге, – рассказывает собеседник. – Однако после окончания школы туда пойти не решился – трудовую деятельность начинал учеником токаря на Брестском электроламповом заводе. Потом проходил службу в Венгрии. После увольнения в запас вернулся на это предприятие. Но все же решил сменить сферу деятельности, поэтому поступил в Брестский техникум железнодорожного транспорта. Окончив его, устроился в локомотивное депо Брест слесарем по ремонту топливной аппаратуры цеха профилактического осмотра и малого периодического ремонта тепловозов.
Как и отец, Валерий Заболотин тоже стал отличным специалистом. Быстро вникал в сложную работу, в тонкости ремонта топливной аппаратуры тепловозов различных серий – М62, потом ЧМЭ3. Через его руки прошли сотни локомотивов, которые он «лечил» во время текущего осмотра и ремонта. Также постоянно занимался рационализаторской деятельностью. Его идеи были направлены на улучшение качества ремонта.
Валерий Заболотин стал освобожденным бригадиром, был мастером пункта технического осмотра тепловозов и старшим мастером депо. Участвовал в дорожном конкурсе «Лучший по профессии». Всего на предприятии он отработал 37 лет. В трудовой книжке железнодорожника шесть страниц занимают записи о поощрениях за отличную работу и внедрение рационализаторских предложений. Валерий Иванович отмечен знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі», также имеет Благодарность начальника магистрали. По случаю 150-летия Белорусской железной дороги был награжден часами и памятной медалью.
– Для одних стальная магистраль – это романтика, путешествия и новые открытия, а для меня еще запах мазута и моторного масла, ведь моя работа всегда была связана с тепловозами, – говорит Валерий Заболотин. – И сейчас, проходя мимо депо, хочется заглянуть в свой цех, встретить бывших коллег, помочь советом. Железная дорога, как говорится, уже в крови.
Последние пять лет Валерий Иванович находится на заслуженном отдыхе. Однако скучать не приходится: свободное время проводит с четырьмя внуками, часто ездит на рыбалку. Любимые места – Луковское водохранилище, а также озера в Белоозерске и Дивине.
– Внуки расспрашивают меня о железной дороге, особенно им нравятся истории о поездах, – продолжает Валерий Зоболотин. – Мы несколько раз были в местном музее железнодорожной техники. В этом году планирую их сводить туда еще раз, чтобы показать обновленную после реконструкции экспозицию.

Вячеслав Заболотин

В четвертом поколении

– Несколько поколений нашей семьи крепко связаны с магистралью, и я уже не представляю себя в другой сфере, – признается сын Валерия Ивановича Вячеслав Заболотин. – Мой стаж на магистрали составляет 18 лет.
Вячеслав – представитель четвертого поколения семьи. На железную дорогу он пришел в 2001 году. В Брестской дистанции гражданских сооружений молодой человек начинал машинистом насосных установок. С октября 2002-го трудится в локомотивном депо Брест. Сначала был слесарем по ремонту подвижного состава, а последние семь лет возглавляет химико-техническую лабораторию этого предприятия. Ее специалисты занимаются анализом масел подвижного состава, дизельного топлива, а также осуществляют входной контроль качества тех нефтепродуктов, которые поступают в депо.
– Горжусь, что продолжаю нашу династию, – говорит Вячеслав. – Несколько лет назад мы с отцом приняли участие в республиканской патриотической акции «Мы вместе», организованной Федерацией профсоюзов Беларуси, где чествовали трудовые династии. И хотя сейчас я единственный в семье, кто работает на магистрали, думаю, на мне эта «цепочка» не прервется.
У меня подрастают дети Александра и Маша, а у моей сестры – Миша и Артур. Возможно, кого-то из них тоже заинтересует железная дорога.
В этой семье сохраняют преемственность поколений, ценят дружбу, взаимопонимание, поддерживают традицию собираться на День железнодорожника.
– Каждый из нас всегда гордился своей профессией. Уверен, что наша трудовая династия будет продолжаться, – подводит итог Валерий Заболотин.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика