Притяжение особой силы
«Правильно говорят, что в гостях хорошо, а дома лучше, – замечает начальник станции Рабкор Светлана Пирожник. – Куда бы ты ни уехал, всегда хочется вернуться на родину. Ведь туда, где сделал первые шаги и вырос, человека тянет с особым притяжением. В этом месте он черпает силы и любовь». Для Светланы Геннадьевны такая точка притяжения – городской поселок Октябрьский, районный центр в Гомельской области.
– Живу здесь с самого рождения и спокойный ритм нашего поселка не променяла бы на суету большого города. У Октябрьского района интересная история: есть чем гордиться и о чем рассказать, – говорит собеседница. – Кроме того, много мест для отдыха, красивая природа. Наша гордость, к примеру, – зоопарк. Я помню еще то время, когда на его месте летом проводили дискотеку. Сегодня в зоопарке более 70 видов животных и птиц. Любим с дочерью там гулять.
Светлана Геннадьевна отмечает, что не лишним будет побывать и в музеях Октябрьского района. Богатой экспозицией располагает Центр истории и культуры. Более 400 музейных предметов хранится в филиале «Картинная галерея имени Дробова Л. Н.». Немало раритетов труда и быта сельчан собрано в музее «Чароўны скарб», открытом несколько лет назад в деревне Ковали. Для городского поселка Октябрьский традиционным стал республиканский фестиваль фольклорного искусства «Берагіня». На протяжении десяти лет он регулярно собирает коллективы не только из Беларуси, но и ближнего, а также дальнего зарубежья.
– Хорошее место для отдыха летом – берег реки Птичь. Кстати, здесь мы познакомились с супругом. Теперь всей семьей с удовольствием проводим там свободное время, – рассказывает Светлана Геннадьевна. – Первые воспоминания о железной дороге у меня связаны со станцией Рабкор. Долгие годы на ней товарным кассиром трудилась моя мама. В десятом классе я думала о профессии переводчика. Но в последний момент поменяла свое решение – отдала предпочтение магистрали. В Гомельском государственном профессионально-техническом училище № 35 железнодорожного транспорта имени М. Т. Лынькова получила сразу несколько специальностей, в том числе проводника пассажирского вагона.
Но после практики поняла, что разъездной характер работы мне не по душе. Поэтому заочно окончила гомельский отраслевой техникум и стала движенцем.
Более десяти лет Светлана Пирожник трудилась дежурным по станции Брожа Могилевского отделения (сейчас это остановочный пункт). В 2014-м стала дежурным по станции Рабкор, а уже через год ее возглавила.
– Коллектив наш небольшой, всего семь человек, но работы всегда хватает, – отмечает Светлана Геннадьевна. – В минувшем году большую долю погрузки составил лес, который мы отправляем в страны Балтии и по Беларуси. Благодаря близости райцентра клиенты активно пользуются услугами железнодорожного транспорта. В адрес местных предприятий поступают строительные материалы, удобрения, зерно, сахар, топливо. Между Рабкором, Жлобином и Осиповичами регулярно курсируют дизель-поезда.
Светлана Геннадьевна подчеркивает, что в родных местах она отдыхает душой. Поэтому и не хочет покидать их надолго.
Октябрьский район образован в июне 1939 года. Через регион пролегает железнодорожная ветвь Рабкор – Бобруйск. Территорию района пересекают десять рек, там расположен республиканский биологический заказник «Октябрьский» площадью более 4 тыс. га. Сохранилось множество памятников истории, культуры и археологии.
Центр района – городской поселок Октябрьский – был сформирован из трех населенных пунктов – Рудобелки, Рудни и Карпиловки. Первое письменное упоминание села Рудобелка (Рудые Белки) датируется 1507 годом. В соответствии с грамотой короля польского и великого князя литовского Жигимонта Старого от 12 февраля 1507 года трокский воевода Николай Радзивилл получил на десять лет доход и дань с Рудых Белок в Мозырском повете Птичской волости. В 1516-м село было отдано ему «на вечность».
В 1661 году в нем были церковь, корчма, мельница, кузня. Известно, что в XVIII – XIX веках им владел древний дворянский род Лаппа, представитель которого участвовал в восстании декабристов.
После Октябрьской революции в Рудобелке был создан революционный комитет во главе с Александром Соловьем. Но в 1918-м советское правительство подписало Брестский мир, по которому она отошла к Германии. Оккупанты ликвидировали советскую власть. Но местные жители активно начали борьбу против них: создавались партизанские отряды, велась пропагандистская работа среди немецких солдат. В итоге над Рудобелкой вновь поднялся красный флаг. Немцы ушли, а на освобожденной территории была образована Рудобельская Советская республика, объединившая несколько волостей.
Октябрьский район был центром партизанского движения и во время Великой Отечественной. Организаторы партизанского отряда «Красный Октябрь» – первый секретарь райкома партии Тихон Бумажков и уполномоченный народного комитета заготовок Федор Павловский – уже в августе 1941-го были удостоены звания Героя Советского Союза. В конце марта 1942 года немецко-фашистские захватчики провели карательную операцию против партизанских отрядов и мирного населения. В результате огнем были уничтожены шесть деревень вместе с их жителями. Земля из этих населенных пунктов теперь находится в мемориальном комплексе «Хатынь». Еще 32 деревни района каратели сожгли частично. Всего от их рук пострадало около 6 тыс. мирных жителей.
Немало уроженцев Октябрьского района погибло при освобождении родных мест от оккупантов. Защищая родину, многие солдаты так и не вернулись с фронтов Великой Отечественной. В их числе и прадед Владимира Юковского – начальника службы по управлению государственным имуществом Управления Белорусской железной дороги.
– Мой прадед Апанас Матвеевич Филон – уроженец деревни Ломовичи – погиб на Брянщине в 1943 году. Его имя занесено в книгу «Память» Октябрьского района, – перелистывая страницы издания, рассказывает Владимир Владимирович. – Для нашей семьи эта книга особенная: на полке она не пылится – читаем ее с интересом. К истории родного края у нас бережное отношение.
Сам Владимир Юковский прожил в деревне Ломовичи, расположенной в двух десятках километров от поселка Октябрьский, всего несколько лет, после чего его семья переехала в Осиповичи.
– Но эту деревушку вспоминаю с теплотой и ностальгией. Память до сих пор хранит много приятных моментов, связанных с ней. Ведь здесь, в гостях у бабушки с дедушкой, я проводил летние каникулы, – говорит собеседник. – Эта была большая деревня с двухэтажной школой, домом культуры, фельдшерско-акушерским пунктом, магазином и почтой, богатым колхозом.
В письменных источниках Ломовичи упоминаются с XVIII века как деревня в казенном поместье Грабьё (в Мозырском повете Минского воеводства Великого княжества Литовского). После одного из разделов Речи Посполитой она вошла в состав Российской империи. Немало горестей выпало на долю жителей этого населенного пункта во время Великой Отечественной. В 1942 году оккупанты сожгли более 40 дворов и убили свыше 150 человек. Несколько населенных пунктов, входивших в состав Ломовичского сельсовета и уничтоженных фашистами, так и не были восстановлены.
– Ужасы концлагеря на себе испытали мои бабушки и дедушки. К счастью, им всем удалось выжить, – продолжает Владимир Юковский. – Помню, мамин отец был лесничим. Он мне много рассказывал о повадках животных, вместе наблюдали за ними. В наших лесах водились кабаны, косули, лоси и даже рыси. А у дедушки в хозяйстве была лошадь, на которой я очень любил кататься верхом…
Владимир Владимирович признается, что до сих пор помнит аромат бабушкиных блинов и картошки в чугунках, которые она готовила в печи.
– Встаешь утром, а она уже хлопочет по хозяйству, – вспоминает Владимир Владимирович. – Весело проходило у нас время, когда в деревню на лето в гости к своим бабушкам и дедушкам приезжали внуки. Ходили на озеро, в лес за грибами, ягодами, вечером – в клуб на танцы…
Собеседник замечает, что и сегодня любит гулять по лесу в Ломовичах: можно и мысли в порядок привести, и планы обдумать. А еще – вернуться с огромным урожаем грибов.
– Сейчас в Ломовичах у меня живет только двоюродная бабушка, которую мы обязательно навещаем, когда бываем там. Сохранилось и наше родовое гнездо, теперь это место встречи всех родных, – рассказывает Владимир Юковский. – У меня две малые родины – Ломовичи и Осиповичи, которые одинаково дороги. В Осиповичах с супругой и детьми бываю, конечно, чаще – ездим в гости к моим родителям.
К слову, в семье Юковских Владимир Владимирович – не единственный железнодорожник. Путь от мастера до директора Осиповичского завода ЖБК прошел его отец, Владимир Григорьевич, почетный железнодорожник. Сам Владимир Владимирович начинал трудовую биографию в газовой промышленности, затем трудился заместителем генерального директора ОАО «Дорстроймонтажтрест». С ноября 2016 года он возглавляет службу по управлению государственным имуществом Управления Белорусской железной дороги.
– Малая родина – это как родители, которых любишь, уважаешь, ценишь. Поэтому связь с ней всегда была и остается очень прочной, – подытоживает собеседник.
Екатерина ОСОВСКАЯ