Остался верен мечте
«Лучшие мои воспоминания связаны со Жлобинским вагонным депо, его дружным коллективом. Радости и трудности мы всегда делили пополам», – говорит о бывших коллегах ветеран предприятия Владимир Лашкевич.
В депо, ставшим для него вторым домом, он отработал 38 лет. С благодарностью Владимир Никифорович вспоминает своих наставников, которые помогли ему выбрать правильный жизненный путь, делились премудростями профессии и научили любить железную дорогу.
– Степан Тужиков, Анатолий Шевцов, Николай Чмыхов, почетный железнодорожник Евгений Твердовский и многие другие. Люди широкой души и настоящие мастера своего дела, – рассказывает ветеран. – Для них не было слов «невозможно», «сложно». Они прошли дорогами войны, а затем стали сильными производственниками, хорошо понимали, что значит исправность подвижного состава и к чему может привести его некачественный ремонт. И мы, молодежь, равнялись на них.
Владимир Никифорович родился в сложное для страны послевоенное время – в 1947 году. Семья жила в бараке, работать приходилось много. Ветеран вспоминает, как его, пятилетнего мальчишку, мама на рассвете отправляла в магазин, расположенный на станции, чтобы занять очередь за хлебом. Судьба моему собеседнику выпала нелегкая, но интересная. Все трудности он преодолевал с честью, благодаря упорству и трудолюбию добился многого, всегда с большой ответственностью относился к порученному делу. Эти жесткие правила, усвоенные еще в детстве благодаря примеру родителей Владимир Никифорович пронес через всю жизнь. Им же научил и своих сыновей.
– Для меня примером для подражания был отец Никифор Кононович. Он был большим тружеником и нас с малолетства приучал к работе. Более 30 лет служил в стрелковом отряде Военизированной охраны на местной станции. Прошел Великую Отечественную, награжден медалями. На пенсию ушел в 1975-м с должности заместителя начальника стрелковой команды, – вспоминает ветеран. – Жили мы недалеко от вагонного и локомотивного депо. В 50-е годы они были основными градообразующими предприятиями. Соседи, естественно, тоже были железнодорожниками, многие – бывшими фронтовиками. И когда взрослые заводили разговор о работе или о том, как под бомбежками водили эшелоны, ремонтировали пути и вагоны, мы, мальчишки, слушали их, затаив дыхание. Многие хотели побывать в кабине паровоза и стать железнодорожниками. Но только я остался верен мечте.
В Жлобинское вагонное депо Владимир Никифорович пришел в 1969 году после службы в армии учеником газосварщика. За три года «вырос» до специалиста 3-го разряда. Вскоре молодого человека назначили бригадиром. Тогда же без отрыва от производства окончил гомельский железнодорожный техникум. «Вагоноремонтную» науку, считает ветеран, нельзя освоить по учебникам. Его опыт постепенно пополнялся: трудился мастером вагоносборочного цеха, затем инструктором, мастером пункта технического обслуживания вагонов станции Жлобин. Хорошей практикой стала трехлетняя командировка в Монголию.
Самым сложным периодом ветеран считает 70 – 80-е годы – время, когда в СССР обновлялся подвижной состав. При довольно скромных производственных мощностях депо объем ремонта вырос почти в три раза.
– За месяц нужно было обновлять более 400 вагонов, а значит за смену – порядка 10. В то время, как ремонтных позиций было всего восемь, – вспоминает собеседник. – Но норму выполняли. Работали, не считаясь с личным временем, задерживались в цехах до ночи.
В 1981 году за плодотворный труд при соблюдении техники безопасности на производстве Владимир Лашкевич отмечен орденом Трудовой Славы III степени. Немало разработал и внедрил вместе с коллегами рацпредложений, которые существенно повышали качество ремонта и облегчали труд рабочих.
В 1990 году Владимира Лашкевича назначили заместителем начальника депо по эксплуатации (с этой должности в 2007-м он и ушел на заслуженный отдых). Выполнять новые обязанности приходилось в сложных условиях: началась масштабная реконструкция предприятия. Как вспоминает ветеран, на старом фундаменте было построено новое депо, а производственные площади основательно модернизировали и расширили. В новых цехах осваивались различные виды ремонта подвижного состава, внедрялось современное технологическое оборудование.
Владимир Лашкевич всегда трудился честно и добросовестно. Об этом свидетельствуют две трудовые книжки с записями о поощрениях, а также многочисленные награды. Среди них – знак «Почетный железнодорожник» и два знака «Выдатнік Беларускай чыгункі». Но самая ценная, которую подарила ему жизнь, уверен железнодорожник, – это семья. С супругой Тамарой Евдокимовной вырастили двух сыновей. Радуют успехами пятеро внуков. Старший сын Сергей пошел по стопам отца и деда – выбрал стальную магистраль и работает в локомотивном депо Жлобин. Поддержала трудовую династию и внучка Дарья. Девушка сейчас учится на втором курсе механического факультета БелГУТа.
Лидия СЕРГЕЕВА