Быть на шаг впереди
Магистрант БелГУТа Ольга Моисейчикова и выпускница вуза Ольга Ковальчук удостоены звания лауреата XXV Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений страны. Кроме того, 14 проектам, представленным отраслевым вузом, присвоена первая категория.
Об успехах научно-исследовательской деятельности, а также о последних разработках и проектах рассказал проректор вуза по научной работе, кандидат технических наук Александр Ерофеев.
– Такой результат нас не удивляет. Рецепт успеха прост: главное – желание трудиться. Плодотворной работе способствует и приказ ректора «О создании комплексной системы мониторинга и развития талантливой молодежи».
В прошлом году ряды наших молодых ученых пополнились одним доктором технических наук. Еще семеро защитили кандидатские диссертации. Но мы понимаем, что ставку надо делать на студенчество. Радует, что с каждым годом среди студентов и учащихся колледжей растет количество желающих принять участие в вузовском конкурсе проектов «Транспорт будущего». В БелГУТе широко развита научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Кроме того, с третьего курса наиболее способные ребята приобщаются к деятельности в научно-исследовательских лабораториях. Из числа активистов НИРСа отбираем кандидатуры для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре.
– Александр Александрович, расскажите о последних разработках и проектах ученых университета, представляющих для магистрали практический интерес?
– Сегодня БелГУТ не просто вуз по подготовке специалистов, а современный научно-образовательный комплекс с различными отраслевыми научными лабораториями. Кроме того, Государственным комитетом по науке и технологиям и Национальной академией наук Беларуси наш вуз аккредитован, как научная организация.
В прошлом году испытательный центр железнодорожного транспорта «СЕКО», созданный на базе БелГУТа, подтвердил виды деятельности в Национальной системе аккредитации и актуализировал область аккредитации испытания контейнеров в федеральном автономном учреждении «Российский морской регистр судоходства».
Многие разработки моих коллег направлены на совершенствование деятельности железнодорожного транспорта. Так, сотрудники отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Технические и теоретические оценки ресурса единиц подвижного состава» в 2018 году провели диагностирование 487 пассажирских и 381 грузового вагона для продления периода эксплуатации (впоследствии 425 и 358 был продлен срок службы).
Специалистами вуза разработана и внедрена на магистрали «Методика технического диагностирования цистерн-цементовозов с целью продления их срока службы после длительной эксплуатации». Научно-исследовательской лабораторией управления перевозочным процессом предложена Концепция использования геоинформационных технологий в оперативном управлении перевозочным процессом.
Высокий уровень научных исследований, проводимых в БелГУТе, позволяет получать гранты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований. На данный момент выполняются четыре проекта по его заказу. Учеными вуза разработана Концепция развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года. Реализуются три задания по государственным программам научных исследований: «Физическое материаловедение, новые материалы и технологии» и «Механика, металлургия, диагностика в машиностроении». Выполнены 122 зарубежных контракта на научные работы и научно-технические услуги по заказу организаций из Франции, Узбекистана, России, Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Украины, Австрии, Казахстана.
В минувшем году исследования проводились по 780 различным тематикам. За названый период было получено 5 патентов на изобретение, издано 4 монографии, более 20 учебников и учебных пособий, опубликованы 342 научные статьи. Органом по сертификации железнодорожной продукции и услуг БелГУТа выдано 38 сертификатов соответствия техническим регламентам Таможенного союза, из них 15 – иностранным заявителям.
Продолжаются работы по подтверждению соответствия таким всемирно известным производителям железнодорожной продукции, как Stadler, СRRC, Faiveley Transport, Knorr-Bremse, AZD Praha s.r.o., Alstom и ряду других. Вуз начал сотрудничать с компаниями Siemens, Plasser & Theurer.
– Какие шаги предпринимаются для развития научной деятельности в рамках формирования университета модели 4.0, которая предполагает создание на базе вузов центров уникального производства или оказания услуг?
– Первым этапом такой трансформации стала организация в 2009 году на базе БелГУТа испытательного центра железнодорожного транспорта и органа сертификации. На сегодняшний день уже пять научно-исследовательских лабораторий аккредитованы в Национальной системе аккредитации с включением в реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий. Результаты их деятельности признаны не только в Беларуси, но и во всех странах ЕАЭС.
В 2018 году началось создание новой проектно-исследовательской лаборатории для разработки проектов объектов инфраструктуры с использованием BIM-технологий.
Благодаря приобретению (за счет инновационного фонда) современного оборудования создали в университете центр научно-технического прототипирования. Любой наш сотрудник или студент сможет построить не только компьютерную модель, но и реальный прототип придуманного им устройства.
Еще одним важным событием является опыт студенческого IT-отряда.
В период производственной практики 10 студентов факультета управления процессами перевозок занимались разработкой программных продуктов по заказу Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги. Их проекты будут представлены на главной республиканской выставке в сфере информационных технологий TIBO-2019.
Поэтому для нас формирование университета модели 4.0 – это в первую очередь более эффективное использование творческого и научного потенциала наших сотрудников и студентов.
Интервью подготовила
Алина КЛЫГА